№5 (193) май 2013, сиван 5773

О трудностях перевода

«Я не понимаю, для чего моим детям знать Булгакова», тихо, но безапелляционно заявила одна дама, рассматривая меня, словно через прицел. «Еврейский ребенок должен воспитываться на еврейских источниках. Да и вообще, что они могут нам дать?»

Я задумался. Разговор быстро сошел на нет, но внутренний диалог продолжался еще несколько недель. С точки зрения формальной логики дама права. Наши источники лучше, потому что они наши. Учение Маркса истинно, потому что оно верно. В идеале да: еврейская этика и эстетика должны стоять на недосягаемой ступени. Но мы-то живем не в идеале, а в 5773/2013 году.

 

Депортации в угоду евреям: реанимация кровавого навета

Эксплуатация антиизраильской исламской солидарности в целях мобилизации сторонников —штука малоприятная и слишком легко принимающая откровенно юдофобский характер, однако по-своему понятная.

А вот когда в популярной центральной газете появляется статья, где утверждается, что причиной депортации крымских татар был еврейский заговор, — это уже в голове не укладывается. «Их высылка не была делом коммунистов, но объяснялась происками американо-еврейского лобби», — утверждает в материале «Татар из Крыма выселили ради евреев?», опубликованном в многотиражном еженедельнике «2000», Исраэль Шамир.

 

До основания. А затем?

Размышления о еврейской и нееврейской общественной жизни на фоне Бабьего Яра.

10 лет исполнилось Общественному комитету «Бабий Яр». О ситуации, сложившейся вокруг Бабьего Яра, проблемах общественных организаций мы говорим с ответственным секретарем Комитета, историком Виталием Нахмановичем и раввином Галицкой синагоги при центре «Мидраша ционит» Пинхасом Розенфельдом.

…Если украинское еврейство хочет возродиться и осознать себя заново — оно должно заниматься Бабьим Яром. Не на уровне «а давайте еще одну плиту установим», а как скульптор, который, чтобы изваять Достоевского, должен прочитать его «Преступление и наказание» — дабы понять, что принес этот человек в наш мир. 

 

Общинное строительство — ваше внутреннее дело

Глава департамента внешних сношений Американского еврейского комитета, представитель председателя ОБСЕ по вопросам борьбы с антисемитизмом рабби Эндрю Бейкер — о проблемах и вызовах, стоящих перед еврейскими общинами мира в целом и Украины в частности.   

— Главная «проблема» американских евреев состоит в том, что Соединенные Штаты —  слишком комфортное место для жизни. Очень легко раствориться в американском котле, потеряв всякую связь со своей традицией.  В Европе это сделать сложнее — здесь евреям всегда напомнят о том, кто они.  

 

Еврейский брак: право на удовольствие

еврейский брак, смешанный брак

В какой мере нам следует остерегаться смешанных браков, если мы называем себя национально мыслящими людьми? В той мере, в какой брак — критерий нашей идентичности. В той мере, в какой мы считаем народ совокупностью и даже союзом семей, а не отдельных личностей. Мы достаточно отдали должное эллинской, русской, американской красоте, гармонии, порядку и ценностям, чтобы, наконец, обратить внимание на собственную красоту, гармонию, порядок и ценности, начало которых — в семье. Мы достаточно открылись миру, чтобы позволить себе закрываться от него хотя бы в собственной спальне.

 

Еврейский апартеид

Их называют «кочинские евреи», хотя эта экзотическая община состоит из двух групп, имеющих не только разное происхождение, но даже цвет кожи! Темнокожие иудеи (малабары) обосновались в Кочине с незапамятных времен, а белокожие (пардеши) — потомки эмигрантов из Испании и Португалии — начали селиться в богатом индийском порту только после изгнания евреев с Пиренейского полуострова.

Противостояние малабаров и пардешей приобрело характер настоящей распри — эта ожесточенная склока, длившаяся сотни лет, получила название «еврейского апартеида». 

 

Бронза тоже сойдет…

Выпускница Оксфорда и химик по образованию, свою первую политическую победу г-жа Тэтчер одержала в 1959-м, став членом Палаты общин от округа Финчли — районе с заметным еврейским населением. Надо отметить, что до начала 1970-х годов подавляющее большинство британских евреев поддерживало как раз лейбористов, и поворот вправо произошел во многом благодаря усилению влияния среди консерваторов «железной леди» (сама она, кстати, входила в группу под названием «Консервативные друзья Израиля»). В 1986-м из двадцати министров правительства Соединенного королевства пятеро были евреями.

 

Лучше поздно, чем никогда?

40 еврейских размышлений

После громкого скандала ушел в отставку главный раввин Франции Жиль Бернхайм. Поводом послужило незаконное использование чужих текстов в книге раввина «40 еврейских размышлений». Другими словами, речь идет о банальном плагиате.  В частности, в одной из глав был обнаружен фрагмент, принадлежащий перу выдающегося философа Жана-Франсуа Лиотара.

Но и это не все. Оказалось, что Жиль Бернхайм присвоил себе еще и академическую степень. Впрочем, даже признав моральную ущербность своего поступка, раввин продолжал настаивать, что отставка стала бы для него уклонением от исполнения долга. 

 

Ливия, евреи и вы

Вам попадается статья с заголовком: «Еврей Бернар-Анри Леви не поедет в Триполи вместе с Саркози». И тут для вас начинается экзамен: действительно ли вы, еврей, стали нежеланным гостем в столь любимой вами стране, для освобождения которой вы приложили столько сил? И вы даже не можете сказать, что неблагодарность — это порок великих народов и что эти люди просто воспользовались вами, пока вы еще могли быть им полезны: разве они не стояли рядом с вами и съемочной группой, когда ваш фильм, в котором они были героями, был представлен в официальной программе Каннского фестиваля?

 

Что там Грилло говорило?

Грилло

 

Успех итальянского движения «Пять звезд» во главе с известным комиком Пьеро «Беппе» Грилло — не самая радостная новость для итальянских евреев.  

Чем же Грилло так плох для моих соплеменников? Своей популярностью (его поддержали 25% итальянских избирателей) в сочетании с откровенной юдофобией под соусом антиизраилизма. Высказывания Грилло из разряда антисемитских легко можно найти на его персональном блоге — он входит в десятку самых читаемых в мире. Здесь же вы можете прочитать и его славословия в адрес Махмуда Ахмадинеджада.

 

Порубленные крестьяне и москальские потроха

В эфире кулинарного шоу «Смак» ведущий Иван Ургант произнес: «Я порубил зелень, как красный комиссар жителей украинской деревни». Хотя все комментаторы были единодушными в осуждении российского телеведущего, только пресс-секретарю ВО «Свобода» пришло в голову написать: «…жид по происхождению Ургант является идейным московским шовинистом, украиноненавистником. И если бы пришли снова похожие времена, он бы с легкостью ... пошел бы «рубить как зелень» украинцев, как это делали его деды и прадеды. […] И кто после этого будет утверждать, что национальность не имеет значения?»

 

Скажите проще

«Я, наверное, совсем тупая, но я не понимаю, почему текст для «Тотального диктанта» в этом году будет читать Дина Рубина», — делится наболевшим обозреватель «КП» в статье «Почему русскому языку нас учит гражданка Израиля?».

Далее, в общем, не хуже. Союз писателей полностью поддержал решение ульяновского губернатора заменить текст Дины Рубиной. …Ну, раздражает их, что диктант по русскому языку был составлен еврейкой. Они и так, и эдак подчеркивают, что и родилась она не в России, и живет в Израиле («удивляет и страна пребывания писательницы»), и корней у нее русских нет, и далее в том же духе.

 

Рисунки по памяти, или Воспоминания отсидента

Отчетливо помню первые месяцы независимости. И свой страх. Тысячи приспособленцев, ринувшихся из комсомола прямиком в Рух. Профессиональные киллеры украинской культуры, мгновенно ставшие обличителями «руки Москвы». Не очень умные отсиденты, бросившиеся в новую власть. Ничтожные, заблядованные поэты и писатели советской поры, овладевшие «микрофоном истории»… Мне было страшно. «Гопашные хохлы» (любимое выражение Ивана Алексеевича Свитлычного) и комсомольские активисты неистово совокуплялись на подиуме, желая породить нечто отвратительное и примитивное. 

 

Становление «Ликуда» как правящей партии: размышления о новом правительстве Нетаниягу

Союз партий «Ликуд» и «Наш дом — Израиль», получивший всего 31 мандат из 120, сумел сохранить за собой важнейшие посты в правительстве. Такой ситуации не было фактически с 1984 года, ибо «Ликуду» всегда приходилось отдавать значимые посты различным коалиционным партнерам. Сам Биньямин Нетаниягу в 2009-м отдал коалиционным партнерам и Министерство обороны, и Министерство иностранных дел, и МВД. В нынешнем же кабинете все эти посты заняли представители возглавляемого Нетаниягу блока. То есть, фактически «Ликуд» стал полноценной правящей партией.

Жми на газ!

Израиль начал добывать собственный газ из месторождения «Тамар», сделав исторический шаг к энергетической независимости. На очереди — эксплуатация месторождения «Левиафан», которое обеспечит страну природным газом на ближайшие 100 лет. Это, а также информация о запасах нефти, сопоставимых с саудовскими, может коренным образом изменить ситуацию на Ближнем Востоке.   

«Знаете, почему евреи не любят Моисея? 40 лет он вел их через пустыню, а затем привел к единственному месту на Ближнем Востоке, где нет нефти!» — с недавних пор эта  шутка Голды Меир получила пометку устар

 

Святослав Бакис: Два мира – два Шапиро

Другие американские режиссеры-евреи если не маскировали свое еврейство, то и особо его не афишировали. А Вуди Аллен, считай, в каждом своем фильме (если иметь в виду ранние картины) только и твердит о том, что он еврей, только это у него в голове. Вот в фильме «Энни Холл» продавщица хот-догов спрашивает его: «D'you want something else?» («Хотите чего-то еще?») — а ему показалось: «Jew, want something else?» («Еврей, чего тебе еще надо?»). Ну что ты скажешь, сплошные антисемиты вокруг!

Вообще, весь этот знаменитейший оскароносный фильм — о несчастливой еврейской доле.

 

Паниковский и другие хазары

«Еврей, что ли?.. А то я евреев как-то не очень…», — тускло бормочет Данила Багров: паренек не может толком выразить свои недобрые чувства к евреям. В отличие от косноязычного киноперсонажа вполне реальный Герман Садулаев — писатель, худо-бедно, но владеющий словом. Он готов сформулировать историческую подоплеку собственного «как-то не очень»: в его родной Чечне, мол, «отношение к евреям осталось сложным, напряженным — ...как память о перевороте, когда евреи захватили власть в каганате и дискриминировали все племена хазар, включая нахские общества».

 

Подписка на RSS - №5 (193) май 2013, сиван 5773