Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
«Я не понимаю, для чего моим детям знать Булгакова», — тихо, но безапелляционно заявила одна дама, пристально рассматривая меня, словно через прицел. «Еврейский ребенок должен воспитываться на еврейских источниках. Да и вообще, что они могут нам дать?» Я задумался. Разговор с дамой быстро сошел на нет, но внутренний диалог продолжался еще несколько недель. С точки зрения формальной логики дама права. Наши источники лучше, потому что они наши. Учение Маркса истинно, потому что оно верно. В идеале — да: еврейская этика и эстетика должны стоять на недосягаемой ступени. Но мы-то живем не в идеале, а в 5773/2013 году. |
У евреев есть две ключевых миссии: учиться и учить. Будем откровенны: с обеими — в еврейском понимании этих слов — мы справляемся так себе. На троечку с плюсом. Мы не учимся даже на собственных ошибках, не говоря уж о чужих. Мы не учим даже собственных детей… Наши ценности, наша культура, наша этика, наша духовность — предмет яростных споров, а не объект национального консенсуса.
На сегодняшний день израильское общество (точнее, 9/10 еврейской общины Израиля) способны сплотить только два события — война и Йом Кипур. Если же говорить о еврейском мире в целом — я не знаю, что может выступить тотальным объединяющим фактором. (Последний такой фактор имел место быть около 70 лет назад). И я не верю, что еврейский народ в его нынешнем состоянии имеет моральное право игнорировать достижения мировой цивилизации, ведь в них достаточно искр святости, которой нам недостает. Я вижу в этом лишь ханжество и трусость.
Мои дети будут читать Булгакова и Набокова, Оруэлла и Хаксли, Цветаеву и Пастернака. Они будут слушать джаз и классику и даже (о, ужас!) женский вокал. Они познакомятся с Рембрандтом и Тицианом, Шагалом и Дали... и с Демьеном Херстом тоже. Они должны знать, что нравится этому миру — и почему. Они будут задавать неудобные вопросы — те самые, которых так боятся ревнители культурной чистоты. И если мой ребенок спросит, почему еврейские витражи Шагала украшают не только иерусалимскую больницу «Хадасса», но и кафедральные соборы, — я должен буду вступить с ним в диалог, а не отмахнуться. Именно в этом — моя настоящая еврейская вера (и уверенность), а не в попытках отгородиться от «неправильных» вопросов.
Отгородиться уже не получится ни в городе, ни в общине, ни в семье. Остается лишь два пути: либо подавлять «неправильные» источники мировоззрения собственным (родители) или высшим (т.е. Б-жественным) авторитетом, либо набраться сил и объяснить ребенку, почему наша Идея лучше, чище и светлее. Еврейская система ценностей не нуждается в крепостных стенах для защиты от чужеродных источников. Тора, дарованная нам на Синае, не пошатнется ни на йоту из-за тлетворного влияния культуры MTV. Пошатнутся лишь те люди, для которых еврейский образ жизни стал набором технических обрядов и предписаний вместо познания и постижения. Возможно, это и к лучшему.
Роман Гольд, специально для «Хадашот»