О трудностях перевода

«Я не понимаю, для чего моим детям знать Булгакова», тихо, но безапелляционно заявила одна дама, пристально рассматривая меня, словно через прицел. «Еврейский ребенок должен воспитываться на еврейских источниках. Да и вообще, что они могут нам дать?»
Я задумался. Разговор с дамой быстро сошел на нет, но внутренний диалог продолжался еще несколько недель. С точки зрения формальной логики дама права. Наши источники лучше, потому что они наши. Учение Маркса истинно, потому что оно верно. В идеале  да: еврейская этика и эстетика должны стоять на недосягаемой ступени. Но мы-то живем не в идеале, а в 5773/2013 году.

У евреев есть две ключевых миссии: учиться и учить. Будем откровенны: с обеими в еврейском понимании этих слов мы справляемся так себе. На троечку с плюсом. Мы не учимся даже на собственных ошибках, не говоря уж о чужих. Мы не учим даже собственных детей… Наши ценности, наша культура, наша этика, наша духовность предмет яростных споров, а не объект национального консенсуса.

На сегодняшний день израильское общество (точнее, 9/10 еврейской общины Израиля) способны сплотить только два события война и Йом Кипур. Если же говорить о еврейском мире в целом я не знаю, что может выступить тотальным объединяющим фактором. (Последний такой фактор имел место быть около 70 лет назад). И я не верю, что еврейский народ в его нынешнем состоянии имеет моральное право игнорировать достижения мировой цивилизации, ведь в них достаточно искр святости, которой нам недостает. Я вижу в этом лишь ханжество и трусость.

Мои дети будут читать Булгакова и Набокова, Оруэлла и Хаксли, Цветаеву и Пастернака. Они будут слушать джаз и классику и даже (о, ужас!) женский вокал. Они познакомятся с Рембрандтом и Тицианом, Шагалом и Дали... и с Демьеном Херстом тоже. Они должны знать, что нравится этому миру и почему. Они будут задавать неудобные вопросы те самые, которых так боятся ревнители культурной чистоты. И если мой ребенок спросит, почему еврейские витражи Шагала украшают не только иерусалимскую больницу «Хадасса», но и кафедральные соборы, я должен буду вступить с ним в диалог, а не отмахнуться. Именно в этом моя настоящая еврейская вера (и уверенность), а не в попытках отгородиться от «неправильных» вопросов.

Отгородиться уже не получится  ни в городе, ни в общине, ни в семье. Остается лишь два пути: либо подавлять «неправильные» источники мировоззрения собственным (родители) или высшим (т.е. Б-жественным) авторитетом, либо набраться сил и объяснить ребенку, почему наша Идея лучше, чище и светлее. Еврейская система ценностей не нуждается в крепостных стенах для защиты от чужеродных источников. Тора, дарованная нам на Синае, не пошатнется ни на йоту из-за тлетворного влияния культуры MTV. Пошатнутся лишь те люди, для которых еврейский образ жизни стал набором технических обрядов и предписаний вместо познания и постижения. Возможно, это и к лучшему.

Роман Гольд, специально для «Хадашот»

рубрика: 
Номер газеты: