Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Глава департамента внешних сношений Американского еврейского комитета, представитель председателя ОБСЕ по вопросам борьбы с антисемитизмом рабби Эндрю Бейкер — о проблемах и вызовах, стоящих перед еврейскими общинами мира в целом и Украины в частности. — Рабби Бейкер, обрисуйте основные тенденции современного европейского антисемитизма. В чем спефицика его проявлений в разных странах и откуда сегодня главным образом исходит опасность — от крайне левых, ультраправых, исламистов? Может быть, наученные 2000-летним опытом гонений, мы просто дуем на воду? И уместно ли, как это делают некоторые еврейские лидеры, однозначно приравнивать антиизраильские настроения к антисемитизму? |
— Прежде всего антисемитизм в Западной Европе, безусловно, отличается от антисемитизма центрально- и восточноевропейского. На Западе антисемитские настроения продуцируются исламистскими группами, зачастую иммигрантами из мусульманских стран во втором поколении — это мы наблюдаем в Бельгии, Франции, Великобритании. Разумеется, события на Ближнем Востоке катализируют эти процессы.
В России и Украине антисемитизм исходит, главным образом, от праворадикальных группировок. Кроме того, в России антисемитизм накладывается на ксенофобию по отношению, например, к кавказцам или выходцам из других южных республик бывшего СССР.
Что касается критики в адрес Израиля, то мы знаем, во что могут вылиться антиизраильские выступления, которые очень плохо заканчиваются, — эти факты зафиксированы в резолюциях ОБСЕ. Израиль называют расистским государством, сравнивают с нацистской Германией — это не легитимная критика, а откровенный антисемитизм.
— Будучи вице-президентом Клеймс Конференс, вы можете оценить эффективность или неэффективность реституции еврейской собственности в Восточной Европе. В Украине этот процесс фактически заморожен. Есть ли какие-то механизмы его стимулирования или вы считаете, что ситуация должна созреть изнутри и нельзя навязывать обществу ценности, которые оно пока не готово принять — в сфере отношения к собственности, например.
— Напомню, что Всемирная еврейская реституционная организация (ВЕРО) была создана именно Клеймс Конференс — мы хотим и готовы решать эти вопросы в Украине. Но для этого необходимо, чтобы местные еврейские организации объединились, выработав общую точку зрения на процесс реституции, а вы лучше меня знаете, как это непросто. Но мы удвоим усилия для налаживания сотрудничества с украинскими еврейскими структурами. Сама ВЕРО не столь активна сегодня, тем не менее, мы будем поднимать вопрос о реституции в вашей стране.
— Не кажется ли вам, что память о Холокосте в последнее время столь бюрократизирована и заорганизована, что еврейская молодежь просто не воспринимает ее на эмоциональном уровне? Можно провести Марш жизни или очередную церемонию в Бабьем Яру, но как добиться от молодых людей сопереживания трагедии, от которой их отделяют три поколения?
— Есть много способов достучаться до молодежи и, на мой взгляд, современное кино — один из главных таких способов. Кроме того, в США, например, проходят встречи с уцелевшими в Холокосте, и молодые люди находятся под большим впечатлением, прикоснувшись к личной истории этих людей. Даже сегодня, спустя столько лет после войны, мы только приближаемся к пониманию феномена Холокоста.
— Будем откровенны, еврейская жизнь в Украине, да и других постсоветских странах пока невозможна без постоянных вливаний из-за рубежа. Не кажется ли вам, что международные еврейские организации в некотором смысле лишили местные общины самодостаточности? 20 лет назад это было вынужденной мерой, но не идет ли сегодня речь об искусственном поддержании еврейской жизни на постсоветском пространстве? Тем более, что местные общины так или иначе строятся сверху вниз, а не наоборот, как это принято в цивилизованном мире.
— Напротив, я думаю, что Запад сегодня выделяет гораздо меньше средств еврейским общинам постсоветского пространства вообще и Украины в частности. Структуры, собиравшие деньги на деятельность местных общинных и религиозных организаций, сами испытывают проблемы с фандрейзингом и вынуждены урезать бюджеты. Единственное исключение — помощь старшему поколению, уцелевшему в Холокосте, но деньги на эти нужды поступают из Клеймс Конференс, а та в свою очередь получает их от правительства Германии. В любом случае речь идет о поддержке престарелых евреев, а не бюджетах развития каких-то еврейских организаций. Безусловно, стратегия и тактика общинного строительства зависит только от вас — это внутреннее дело местных евреев. И за те 15 лет, в течение которых я время от времени бываю в Украине, заметны положительные сдвиги — взять хотя бы ежегодные конференции «Лимуд». Они очень впечатляют, и это результат внутренних процессов, а не внешнего влияния.
— А с какими проблемами сталкивается сегодня американское еврейство, и применим ли опыт их решения к еврейским общинам Европы? Я говорю в первую очередь об ассимиляции…
— Главная «проблема» американских евреев состоит в том, что Соединенные Штаты — слишком комфортное место для жизни. Очень легко раствориться в американском котле, потеряв всякую связь со своей традицией. В Европе это сделать сложнее — здесь евреям всегда напомнят о том, кто они.
Впрочем, на протяжении истории евреи всегда пребывали в таком состоянии — их либо принимали, либо отвергали. И даже загнанный в угол антисемитизм может при определенных условиях «проснуться». Мы в Америке пытаемся прививать детям национальную идентичность — в юном возрасте это довольно просто. Еврей может самоопределиться разными способами — через образование, культуру, религию — из этого американского опыта тоже можно извлечь уроки.
Беседовал Александр Файнштейн
материал подготовлен при содействии посольства США в Украине