Еврейский апартеид

Индия, евреи. кочинские евреи

Их называют «кочинские евреи», хотя эта экзотическая община состоит из двух групп, имеющих не только разное происхождение, но даже цвет кожи! Темнокожие иудеи обосновались в Кочине с незапамятных времен, а белокожие — потомки эмигрантов из Ирака, Испании, Португалии, Германии и Голландии — начали селиться в богатом индийском порту только после изгнания евреев с Пиренейского полуострова.

Белокожие назывались «пардеши», что в переводе с местного языка малаялам означало «чужестранцы». А темнокожие — «малабары», по имени области в Южной Индии, откуда они когда-то прибыли в Кочин. Малабары вели свое происхождение от евреев, оказавшихся в этих краях еще во времена царя Шломо. Уже тогда Эрец Исраэль была торговым перекрестком, через который проходили караваны, доставлявшие из Индии слоновую кость, серебро, драгоценные камни, пряности и другие товары.

Синагога «Пардеши»  

Еврейские переселенцы были в основном молодые, здоровые и холостые мужчины — купцы, моряки, мастеровые. Не утруждая себя хлопотной и дорогостоящей доставкой будущей супруги из Эрец Исраэль, они часто брали в жены местных темнокожих женщин.

О существовании общины малабаров в Европе знали давно, в 1293 году о ней даже писал Марко Поло. А Рамбаму, например, было известно, что торговцы привезли в эту общину три экземпляра его книги «Мишне Тора», которые сразу же купили за немалые деньги.

Европейские евреи начали селиться в Кочине и его окрестностях с XVI века. Сперва это были изгнанники из Испании и Португалии, говорившие на ладино и категорически не принимавшие ни культуру малабаров, ни их язык. Хотя и ладино, и жудео-малаялам имели одинаковую структуру — иврит, смешанный с местным языком.

До появления в 1500 году в этом районе португальцев у еврейской общины были очень хорошие отношения с местными правителями. Но вместе с португальскими конкистадорами прибыли и монахи португальской инквизиции, развернувшие активную деятельность в Кочине. Евреев преследовали как только могли, сжигали их мастерские и лавки, разрушали синагоги. Монахи сожгли даже «Пардеши» — самую большую и красивую синагогу Кочина. Причем, инквизиторы не делали никакого различия между малабарами и пардешами, с их точки зрения все они были евреями.

Португальцы правили районом полтора столетия — до 1663 года, когда на смену им пришли голландцы, а затем англичане. Ни те, ни другие не имели ничего против евреев, поэтому кочинская община начала процветать. Пардеши имели хорошие связи с Европой, поэтому  торговый оборот с Амстердамом резко пошел в гору. А затем произошла переориентация на Англию, с удовольствием покупавшую индийские специи, на поставках которых специализировались пардеши. 

Но вернемся к «еврейским войнам». К началу XVI века, когда изгнанники из Испании и Португалии начали прибывать в Кочин, община малабаров существовала почти тысячу лет, что и давало ее членам право относиться к пришельцам свысока.

Но не тут-то было. Пардеши, еще не забывшие, какое положение они занимали до изгнания, ни в грош не ставили малабаров. Они не просто считали их примитивными и малокультурными аборигенами — нет, они их вообще не считали евреями. По мнению пардешей, большая часть малабаров вообще происходила от освобожденных рабов.

Противостояние малабаров и пардешей приобрело характер настоящей распри — эта ожесточенная склока, длившаяся сотни лет, получила название «еврейского апартеида».

Браки с малабарами категорически запрещались, а в синагогу их если и пускали, то лишь на задние скамьи. Их не только никогда не вызывали к Торе, они даже не годились для дополнения миньяна. Мясо коров и птиц, зарезанных шойхетом малабаров, не считалось кошерным. Пардеши никогда не приглашали малабаров в свой дом, хотя и те, и другие жили в одном районе.

Малабары, естественно, обвиняли европейских евреев в злонамеренном распространении клеветы по поводу их происхождения. Сегодня доказать правоту той или другой стороны невозможно — все исторические свидетельства, на которые ссылались малабары, уничтожили португальцы. В 1662 году они сожгли дотла весь еврейский район Кочина со всеми синагогами и документами, в них хранившимися.

Вражда сошла на нет только после провозглашения государства Израиль. Все евреи Кочина оказались сионистами, и все они захотели немедленно репатриироваться. Общая цель привела к изменению отношения к малабарам, их стали принимать как равных в синагогах пардешей. А вскоре пала и последняя стена стоявшего столетиями бастиона — малабарский парень женился на девушке из пардешей. Правда, устроить хупу в самом Кочине они все же не решились, и обряд бракосочетания состоялся в одной из синагог Бомбея.

Алия началась в 1949 году, а до конца 1954-го почти вся кочинская обшина оказалась в Израиле. Сегодня в Кочине проживает не более 50 евреев — и пардешей, и малабаров. Прежняя вражда полностью исчезла, а после того как скончался последний шойхет пардешей, они даже стали есть мясо «от шойхета» малабаров. Из всех синагог действует только одна — знаменитая «Пардеши». Но пройдет еще десяток лет, и она тоже превратится в музей…

Давид Шехтер, «Вести»

рубрика: 
Номер газеты: