Депортации в угоду евреям: реанимация кровавого навета

Вячеслав Лихачев депортация крымских татар

Черный день календаря

18 мая — траурная дата в украинском календаре. Ранним утром в этот день 69 лет назад войска НКВД в Крыму начали операцию по безжалостной депортации проживавших на полуострове крымских татар. В течение трех дней более ста восьмидесяти тысяч человек, в основном — женщин, детей и стариков, загнали в товарные вагоны и отправили в дальний путь (ставший для многих последним) — в Центральную Азию. Точное количество убитых в процессе операции и умерших от невыносимых условий в ходе депортации неизвестно.  

Депортация крымских татар, сюргюн, вошла в историю как одно из жесточайших  преступлений сталинского режима.

Крымские татары, как известно, были не единственным народом, пострадавшим от насильственного переселения в рамках сталинской национальной политики 1940-х гг. Чеченцы, ингуши, калмыки — представители целого ряда этносов были назначены неблагонадежными со всеми вытекающими последствиями. Однако до Перестройки только крымским татарам так и не разрешили вернуться на родину. В последние десятилетия советской власти независимое крымскотатарское движение было примером для диссидентов разных национальностей, боровшихся за свободу и справедливость для своих народов. Солидарность крымскотатарских, украинских и еврейских правозащитников, зачастую закаленная в лагерях, до сих пор является важным фактором межэтнических отношений в нашей стране.      

Из-за того, что массовая репатриация на родину началась только с развалом Советского Союза, процесс социальной адаптации и интеграции крымских татар в украинское общество затянулся и проходит довольно трудно. Непонимание, а иногда и нетерпимость со стороны окружающего «славянского» большинства, равнодушие, а то и подозрительность со стороны местной власти, социальные и материальные проблемы, которые накапливаются годами, — все это формирует сегодня в крымскотатарской среде питательную почву для радикализации общественных настроений. Трудно не копить в себе злость, не искать козла отпущения и не задаваться вопросом «кто виноват?», если ты годами живешь в сложенном собственными руками доме без электричества, газа и воды, расположенном на улице, не нанесенной ни на одну административную карту.

Пока Меджлис, исполнительный орган крымскотатарского народа, в целом контролирует ситуацию. Однако нельзя не замечать, что значительная часть крымскотатарской общины, особенно молодежь, разочарована в старых методах и лидерах. В частности, в Крыму пускают корни группировки, исповедующие идеологию политического ислама. Издания, связанные с международным религиозно-политическим движением Хизб ат-Тахрир, говорят о необходимости объединения всех мусульман в границах Халифата и, как водится в прессе подобного направления, не забывают рассказать читателям о зверствах сионистских агрессоров в отношении мирных палестинцев. В гиперболизированных пропагандистских историях о палестинских «беженцах» крымские татары без труда узнают собственный трагический опыт. Хотя и не в такой степени, как европейские мусульмане арабского происхождения, но и некоторые крымские татары подвержены стереотипам антисионистского, а то и откровенно антисемитского характера.

Эксплуатация антиизраильской исламской солидарности в целях мобилизации сторонников — штука малоприятная и слишком легко принимающая откровенно юдофобский характер, однако по-своему понятная.

А вот когда в популярной центральной газете появляется статья, где утверждается, что причиной депортации крымских татар был еврейский заговор, — это уже в голове не укладывается. «Их высылка не была делом коммунистов, но объяснялась происками американо-еврейского лобби», — утверждает в материале «Татар из Крыма выселили ради евреев?», опубликованном в многотиражном еженедельнике «2000», человек, подписывающийся как «Исраэль Шамир».

 

Швед из Новосибирска, борец с сионизмом

Бывает просто ложь, бывает наглая ложь, а бывает ложь антисемитская.  Последняя занимает особое место в истории человеческого вранья — слишком много крови было пролито в результате юдофобской клеветы. Чтобы сегодня, после всех ужасов ХХ века, присоединиться к двухтысячелетней традиции обвинения еврейского народа во всех мыслимых и немыслимых грехах, необходимо или полное отсутствие мозгов, или полное отсутствие совести — хотя возможно, конечно, и уникальное сочетание этих факторов.  

В данном случае о глупости речь явно не идет. Хороший литературный русский язык, виртуозно расставленные акценты и сильнодействующий яд антисемитизма, завернутый в лицемерную оболочку сочувствия ко всем угнетенным, страдающим и обездоленным, — вот что характеризирует публицистику Исраэля Шамира.

Этот персонаж, биография которого сильно мистифицирована им самим, утверждает, что в советские годы был деятелем полуподпольного еврейского движения в Новосибирске, репатриировался в Израиль, участвовал в Войне Судного дня, потом разочаровался в сионизме и в настоящее время борется за справедливое переустройство Ближнего Востока. Известно о наличии у него шведского паспорта и совсем других имени и фамилии, нежели те, которыми он подписывает свои материалы.

Однако известен он в первую очередь не героической биографией, а своей пламенной антиизраильской публицистикой, балансирующей на грани антисемитизма, а зачастую и переходящей эту грань. Так, в вышедшей в Москве книге «Хозяева дискурса» он утверждает: «Израиль — больше не маленькая ближневосточная страна. Это передовой эшелон новой интернациональной агрессии, стратегическая цель которой — еврейское доминирование».  Шамир, по его собственным словам, выступает «в поддержку наших мусульманских и христианских братьев, за скорейшую ликвидацию сионистского государства, за освобождение красавицы Палестины от сионистского чудища и за освобождение евреев от влияния двух изуверских сект, оккультного сионизма и американского почитания Мамоны». Он доходит даже до упоенно-людоедской цитаты из Гитлера относительно евреев («Я сделаю все возможное, чтобы остановить эту чуму») с авторским комментарием: «Это единственно возможный ответ существам, которые отказывают другим даже в общем человеческом происхождении (т.е. ответ евреям, если кто не понял, — В.Л.). Если крыса (еврей, видимо..., — В.Л.) считает себя божественной и утверждает, что ей суждено наследовать землю, на это можно ответить только дихлофосом…»

В общем, Шамир, не особенно напрягаясь, весьма показательно собственным «творчеством» отвечает на вопрос «может ли еврей быть антисемитом».   

Его статьи на ближневосточную тематику, отличающиеся изрядным антиизраильским запалом, начали появляться в украинской газете «2000» осенью прошлого года. Читать их было весьма противно, но в целом они были более или менее в рамках приличий, особенно по сравнению с высказываниями, цитированными выше. В «2000» Шамир всего лишь утверждает, что «израильские мучители» стремятся «отделаться от нееврейского населения Святой Земли» и ради этого целенаправленно массово убивают палестинских детей, стариков и женщин. Зачем украинский еженедельник предоставлял печатные полосы под эту топорную пропаганду — не совсем понятно, но все же, повторюсь, статьи Шамира мало отличались от похожих по духу репортажей, скажем, Дарьи Асламовой в «КП».

Статья же, обвиняющая евреев в одном из самых страшных преступлений сталинского режима, как мне кажется, выходит далеко за рамки допустимого.  Даже на мой, давно «замыленный» антисемитской пропагандой глаз, в этом тексте уместилась какая-то зашкаливающая концентрация подлости. Мотивы кровавого навета в нем переплетены с конспирологической теорией жидо-большевистской власти, из-за кулис заставлявшей Иосифа Виссарионовича Сталина творить самые бесчеловечные жестокости на подчиненной кровавому тирану территории. Разумеется, из истории перекинут мостик и к современности. А особенно потрясает то, что пишет это не сошедший с ума на теме еврейского заговора пенсионер, а публикует — не маргинальный «жидоедский» листок.

 

Сионистские оккупанты на крымской земле

Основное обоснование идеи Шамира — письмо руководителей Еврейского антифашистского комитета Сталину (написанное якобы «с позиции силы») с предложением создать в Крыму еврейскую автономию. Шамир утверждает, что Соломон Михоэлс, Ицик Фефер и Шахне Эпштейн, «основатели еврейского лобби в СССР, представляющего интересы американских евреев», с помощью супруги Вячеслава Молотова Полины Жемчужиной и Лаврентия Берии, который был якобы настроен «проеврейски» (а то и сам «был родом грузинский еврей»), давили на Сталина. Сталин, однако, «в конце концов отказался», поскольку якобы в случае принятия плана «еврейского лобби» он стал бы только «номинальным правителем под Америкой».

Из текста не вполне ясно, каким образом какие-то представители какого-то комитета могли что-то «требовать» у Сталина. Недоумение вызывает идея о том, что если бы всесильный диктатор согласился создать в Крыму еврейскую автономию, то немедленно оказался бы «под американским игом». Почему депортации, скажем, карачаевцев или калмыков еще в 1943 году произошли без всякого давления со стороны «американо-еврейского лобби», а в случае крымских татар без мирового жидо-масонского заговора не обошлось? Наконец, самый значительный логический сбой статьи в главном: отчего же Сталин, бдительно разоблачивший американо-еврейский заговор по закабалению страны, татар все-таки выселил, а еврейскую автономию — так и не создал?           

Однако все эти неувязки никак не мешают автору привести читателя к главной мысли: ребята, у крымских татар и коммунистов-сталинистов не должно быть взаимных обид — зато у них есть общий враг — американо-еврейское лобби!

В подлом натравливании крымских татар на евреев Шамир, конечно, не оригинален. К сожалению, мне и раньше приходилось встречаться в крымскотатарской среде с идеей об ответственности евреев за сюргюн — и в весьма поучительном контексте.

Не секрет, что необходимость легитимировать претензии на крымскую землю  развили в татарском интеллектуальном дискурсе определенный крен на «коренизацию». Утверждение о том, что крымские татары как этнос исторически сложились именно на территории полуострова и не имеют другой родины, помогло им избежать ассимиляции и было важным аргументом в риторике, отвергающей навязываемую «общетатарскую» национальную идентичность («зачем вам возвращаться в Крым?, — лицемерно удивлялись коммунистические чиновники, —  зачем возрождать там автономию? Есть ведь в РСФСР Татарская автономная республика на Волге!»). Однако доведенный до логического предела дискурс «коренизации» чреват высоким конфликтным потенциалом: выяснение, кто тут более «коренной» и, стало быть, имеет больше прав, не может привести к конструктивному решению.    

Десять лет назад я принимал участие в организации научных экспедиций по  изучению материального наследия крымских караимов — представителей тюркоязычной субэтнической еврейской группы, в религиозном плане представляющей собой своеобразную секту.

Сегодня караимская версия иудаизма маргинальна, однако тысячу лет назад она всерьез конкурировала с направлением, ставшим в итоге «ортодоксальным», но проиграла в этом соперничестве и была вытеснена на периферию еврейской цивилизации. Объединяет караимскую и раввинистическую версии иудаизма то, что делает, согласно религиозной традиции, еврея евреем: соблюдение субботы и кашрута, обрезание, чтение Торы в синагогах на иврите и т.п. С точки зрения самосознания и самоопределения караимы всегда именовали себя евреями, и их споры с раввинистами были спорами из-за того, чей иудаизм более «правильный».

Особенностью восточноевропейских караимов в XX в. стал процесс «деиудеизации» (и одновременно «тюркизации»). Изменению в некоторых случаях подверглись даже религиозные представления: некоторые исследователи говорят о динамичном процессе неоязыческого «изобретения традиции», характерного для многих народов в XX в.

Среди прочего, тюркизация крымских караимов органично вписалась в общий дискурс «коренизации», доминирующий в информационном пространстве и коллективном самосознании на полуострове. Так, на основе ряда грубых фальсификаций источников, караимские интеллектуалы успешно распропагандировали гораздо более древнюю, относительно реальной, датировку фиксации наличия общины в Крыму. В глазах среднего крымчанина караимы естественно стали «наиболее древним из сохранившихся до наших дней тюркским народом Крыма» — и, следовательно, самым «коренным» народом полуострова.        

Научный проект, в котором я принимал участие, был направлен на изучение первоисточников, разоблачение фальсификаций и в силу этого — на возвращение караимам их подлинной истории. Однако многие в Крыму встретили эту работу в штыки, увидев в ней проявление еврейского экспансионизма: мол, пытаются тут всякие «примазаться» к двухтысячелетней истории великого караимского народа! То, что сами руководители национальных объединений караимов будут не рады научному изучению их прошлого, было очевидно; а вот то, что некоторые крымские татары оказались готовы поддержать их в попытках сорвать исследование, стало для меня неожиданностью.  

В процессе полемики с оппонентами, в основном заочной, на различных площадках в Интернете, я неоднократно натыкался на странную логику собеседников. В стремлении вернуть караимскую историю в «еврейский» контекст они видели целенаправленное и системное наступление евреев на Крым. В рамках дискурса, придающего сакральное значение фактору «коренизации», утверждение, что караимы — это такие евреи, было тождественно стремлению доказать приоритетное право евреев на крымскую землю (раз «самый коренной из всех коренных народов Крыма» оказывается частью еврейской цивилизации). Не раз и не два мои оппоненты вспоминали о том, что евреи однажды уже стремились присвоить себе Крым, и именно из-за этого произошла депортация. Извращенная конспирологическая логика вела к выводу: якобы и сейчас научные исследования преследуют цель обосновать эвакуацию евреев в Крым в случае серьезных военно-политических проблем, угрожающих существованию «израильского проекта».

Я надеюсь, что газета «2000» не имеет популярности и авторитета в крымскотатарской среде — хотя бы в силу обильно публиковавшихся в этом издании ранее антитатарских материалов. Однако при последовательной и умелой пропаганде ядовитые семена клеветы Шамира и ему подобных могут найти себе благодатную почву.

Нельзя допустить, чтобы циничные провокаторы разрушили еще существующую уникальную еврейско-крымскотатарскую солидарность, основанную на схожести судеб двух народов и общности борьбы в советское время. 

 Вячеслав Лихачев, специально для «Хадашот»

рубрика: 
Номер газеты: