№ 2 (225), февраль 2016, шват 5776

Звоночки не сливаются в тревожную сирену

Сколь остро стоит проблема антисемитизма в Украине, движется ли общество в направлении европейских ценностей, какие процессы происходят в стане правых радикалов и почему страна постоянно сравнивает себя с Израилем — обо всем этом мы говорим с политологом, главой группы мониторинга прав национальных меньшинств Вячеславом Лихачевым.  

 

Львов вспомнил о своих евреях

Почти 200 тыс. гривен собрано за два месяца на реализацию проекта «Пространство синагог», в рамках которого в бывшем еврейском квартале Львова появится мемориальное общественное пространство. Основную часть затрат профинансировали Львовский городской совет и Немецкое общество международного сотрудничества GIZ, но на вторую очередь проекта не хватает около 68 000 евро, поэтому организаторы объявили кампанию по сбору средств.

 

Еврейский экстремизм: причины и тенденции

Поджог дома семьи Давабше в арабской деревне Дума в Самарии, в результате чего погибли полуторагодовалый Али и его родители, поднял дискуссию о феномене еврейского экстремизма в Израиле. Мы представляем две точки зрения на проблему — мнение религиозного сиониста, завуча образовательной сети «Мидраша ционит», политолога Элиэзера Шаргородского и депутата Кнессета от оппозиционного блока «Сионистский лагерь» Ксении Светловой.   

 

Европа: постмодернизм или …жизнь

Доктор Гарварда и профессор университета Бар-Илан, автор пяти книг, историк Анна Гейфман — одна из ведущих исследователей психологии терроризма и радикализма.  Проблемы идентичности, мультикультурализм, исламизация иммигрантов в Старой Европе и усталость самих европейцев от своего наследия — обо всем этом мы говорим в Киеве, где д-р Гейфман побывала по приглашению организации «Мидраша ционит».

 

Я не хотел быть героем. Я был антигероем

16-летний еврей Соломон Перель в 1941-м попал в плен к фашистам, но убедил их, что является этническим немцем.  Позднее он вступил в гитлерюгенд, был переводчиком на фронте; работал на первом допросе сына Сталина — Якова Джугашвили. В своей изданной на русском книге Перель рассказывает, как поверил в расовую теорию: он то ненавидел себя за происхождение, то признавался в нем, подвергая свою жизнь опасности.

Хемниц. Второе дыхание

Последний раввин этого города бежал в Южную Америку в 1938-м — после погромов Хрустальной ночи. В эпоху же ГДР даже новое название города — Карл-Маркс-Штадт — никак не вязалось с возрождением еврейской религиозной жизни. К моменту воссоединения Германии в 1989 году в общине осталось всего 12 человек. И лишь недавно у общины саксонского Хемница появился раввин — 28-летний уроженец Киева Яков Перцовский.

 

Британцем можешь ты не быть?

Закрыть. Таков был вердикт Министерства просвещения Великобритании в отношении еврейской ультрарелигиозной школы ТАШБАР в лондонском квартале Стэмфорд Хилл. Причина: несоответствие минимальным стандартам образования. В учебном заведении, полулегально проработавшем около 40 лет, не преподавали даже английский язык, а программа базировалась исключительно на изучении Торы и традиционных еврейских текстов.

 

Вас-то, крайних, мне теперь и надо...

В некоторых наших соплеменниках (и не только) призыв президента Путина к европейским евреям переселяться в Россию пробудил творческую активность

Сегодня в аэропорт Чкаловский бортами МЧС доставлена первая партия еврейских беженцев из Парижа. У каждого из тех, кто спасся от кровавого хаоса в Европе, своя история — погромы, зинданы, побивание камнями и отрубание голов на площади перед Лувром.

 

Конфликты. В поисках преодоления

Памяти Натальи Дараган

Наблюдая сегодня, в какие «культурные войны» оказались втянуты многие европейские страны и США, с одной стороны, не желающие отказываться от основ своей христианской идентичности, а с другой, не в состоянии гарантировать мусульманам возможность быть мусульманами в странах иудео-христианской цивилизации, очевидно, насколько проницательной была Наталья Дараган в своем анализе. 

 

Еврейское или демократическое?

Согласно ежегодному опросу израильского Института демократии, 37,5% евреев полагают, что правительство должно стимулировать эмиграцию арабов из Израиля. В то же время 67% арабов заявили, что не чувствуют себя интегральной частью государства. При этом 76% арабских респондентов уверяют, что можно быть частью палестинского народа и сохранять лояльность государству Израиль. 55,5% опрошенных евреев не верят в это.

 

Нанайская борьба

Я знаю, что многие евреи возмущаются этим фильмом: «Почему Познер не показал замечательные достижения Израиля, почему он все ищет что-то сомнительное или плохое? Он не любит, не любит Эрец!» Неужели старый жук не понимал, что такой фильм не понравится никому? Семитам, потому что от фильма несет нелюбовью к Израилю, антисемитам — потому что недостаточно остро несет.

 

Подписка на RSS - № 2 (225), февраль 2016, шват 5776