Конфликты. В поисках преодоления

Памяти Натальи Дараган

 

Кончина Натальи Яковлевны Дараган — событие очень печальное не только в личном плане, уход из жизни такой замечательной женщины — трагедия не только для членов ее семьи.

Наталья Яковлевна прибыла в Израиль в 1993-м, имея за плечами работу в Польше, Австрии и США, в том числе в Колумбийском и Гарвардском университетах. Главное же, что за ее спиной были десять лет работы в Институте этнографии (ныне — Институт этнологии и антропологии) Российской академии наук, где сформировался замечательный научный коллектив под руководством незаурядного ученого и публициста Валерия Тишкова.  

Кандидатская диссертация Натальи Дараган на тему «Влияние конфессионального фактора на этнические процессы в США» была защищена более тридцати лет назад, но читается, как актуальная аналитика. Уже тогда исследовательница писала о «дезинтегрирующей роли конфессионального плюрализма», обращая внимание на то, что «религиозный плюрализм скорее препятствует процессу национальной консолидации, чем наоборот, так как религия объединяет людей только в пределах одной конфессиональной группы».

За десятилетия до того, как Сэмюэл Хантингтон объявил именно межрелигиозные различия основной причиной «столкновения цивилизаций», Наталья Дараган показывала, что не этнические, а именно конфессиональные факторы размывают единство социальной матрицы. Десятилетиями в либеральных государствах, да и не только в них, доминирует представление о безусловном праве каждого человека на свободу выбора конфессии и следование ее постулатам. Дараган справедливо указывала, что реализация этого права приводит к эрозии социального единства, ибо даже в пределах одной этнической группы религиозная дифференциация часто «разрушает целостность этнической общности». Тем более это верно в обществе, состоящем из людей разного этнического происхождения. Наблюдая сегодня, в какие «культурные войны» оказались втянуты многие европейские страны и США, с одной стороны, не желающие отказываться от основ своей христианской идентичности, а с другой, не в состоянии гарантировать мусульманам возможность быть мусульманами в странах иудео-христианской цивилизации, очевидно, насколько проницательной была Наталья Дараган в своем анализе.

Обращает на себя внимание и использование исследовательницей прилагательного «национальный» — вопреки господствовавшему тогда в СССР канону — в ее диссертации данный термин употреблялся в значении, принятом в либеральных государствах, где все граждане, вне зависимости от их этнического происхождения, формируют единую нацию. И поныне непонятно, существует ли и будет ли существовать в обозримой перспективе единый российский, единый израильский или единый украинский народ, частью которого считали бы себя все граждане соответствующих стран. Однако обращает на себя внимание, что задолго до того, как из советских паспортов исчезла пятая графа, фиксировавшая национальность в сугубо этническом смысле, Наталья Яковлевна использовала этот термин в совершенно ином значении. Не менее важно использование ею термина «гражданская религия»; в СССР таковой, без сомнения, была марксистско-ленинская доктрина, и хотя в диссертации об этом не говорилось, мысль эта напрашивалась у читателя сама собой.

После защиты диссертации Наталья  Дараган проработала в Институте этнологии почти десять лет, опубликовав немало статей в институтских коллективных сборниках. К большому сожалению, выпустить авторскую монографию она не успела. И все же именно годы, проведенные в Институте этнографии, были лучшим временем в ее научном пути. Крайне важно отметить дух «гражданской вовлеченности», который поддерживал в Институте Валерий Тишков и царившая там плюралистичная атмосфера: в 1992 году Тишков был министром по делам национальностей, и среди тех, с кем его отношения были особенно напряженными, была тогдашняя советница президента Ельцина по вопросам национальных отношений Галина Старовойтова. Дараган с Галиной Васильевной как раз поддерживала очень дружеские отношения, чему директор Института никогда и никак не препятствовал.

Основным местом работы Натальи Дараган в Израиле стала редакция Еврейской энциклопедии на русском языке, в штате которой она была единственным этнологом. Необходимо отдать должное генеральному директору Энциклопедии Элияху Валку, создавшему ей максимально щадящие условия работы, принимая во внимание ее изнурительную, мужественную борьбу с поразившей ее страшной болезнью (в этой борьбе ее стоически поддерживал супруг, за которого она вышла замуж в Израиле). При этом очевидно, что творческие возможности и академическая свобода автора и редактора статей в Энциклопедии весьма ограниченны. Влияние конфессионального фактора на этнические процессы Наталья Дараган продолжала изучать и на израильском материале, но статьи ей приходилось теперь писать преимущественно «в свободное от работы» время. Одна из таких статей — ее рецензия на сборник «Миграционные процессы и их влияние на израильское общество», редактором и одним из авторов которого я был, позднее опубликованная в журнале «Восток», стала причиной нашего знакомства. Узнав, что мы живем буквально в соседних домах, мы начали общаться достаточно интенсивно. На протяжении последующих пятнадцати лет я читал все научные публикации Натальи Яковлевны, причем не раз и не два нам доводилось печататься в одних и тех же сборниках, встречаясь под одним корешком.

Наталья Дараган — и не она одна — жила в состоянии некоторой интеллектуально-гражданской раздвоенности, ибо нередко ей приходилось слышать критику, с которой она не могла не согласиться, но которую было очень неприятно выслушивать. Иногда это прорывалось совершенно потрясающим образом. Так, в опубликованной в 2009 году статье «Опыт создания «нового еврея» Наталья Яковлевна возмущалась: «…претензией коренных израильтян к русскоязычным со­гражданам является якобы отсутствующий у них опыт демократии и политической культуры — на этом основании израильская поэтесса Далия Равикович (и не только она) предложила на несколько лет отсрочить участие новых граждан Израиля в выборах. Заметим, что подобные претензии не предъявляются последователям знаменитого рава Кадури, получавшим освященные амулеты за «пра­вильно» отданный голос на выборах в Кнессет: автохтонные евреи не подлежат критике — они «сыны Земли Израиля», и этим все сказано. Земля Израиля сама по себе магическим образом придает им необхо­димые для успеха качества, а образование и профессиональный опыт имеют лишь второстепенное значение».

Однако почти в то же самое время в статье для сборника памяти Рашида Мурадовича Капланова Наталья Яковлевна писала совершенно другие вещи: «Либеральные ценности на удивление мало популярны среди бывших советских граждан — как оставшихся на постсоветском пространстве, так и поселившихся за рубежом. Когда я вспоминаю, как малочисленно было развернувшееся в перестройку движение за отмену смертной казни, когда вижу, как легко и охотно русские изра­ильтяне отдают свои голоса за сильное государство и отмену демокра­тических свобод, мне становится обидно за своих соотечественников. Ведь всех нас когда-то учили: «Человек — это звучит гордо!», «Чело­век — мерило всех вещей», бедным и слабым надо помогать и т.д. и т.п.». Чувствуя, что критика во многом справедлива, Наталья Яковлевна была возмущена той патерналистской колокольней, с высоты которой тель-авивская леволиберальная интеллигенция смотрела на русских израильтян, тщетно пытавшихся быть принятыми ею на равных. В статье «Идеология, этика и эстетика освоения Эрец Исраэль» она наглядно показывала, какой судьбоносный вклад внесли выходцы из России разных поколений в формирование общественного и культурного облика Израиля. При этом сама Дараган высказывала в адрес общины, к которой принадлежала, замечания не менее критического характера, но делала это изнутри, не с целью уязвить и унизить, а стремясь добиться исправления сложившейся ситуации.

Массовое сознание, однако, меняется медленно, а непрекращающийся террор и регулярные боевые действия отнюдь не способствуют движению в направлении ценностей либерального гуманизма. Наталья Яковлевна прожила в Израиле двадцать два года, и за это время леволиберальный лагерь проиграл, в общем, всё, что только можно проиграть; когда она приехала в Израиль, блок МЕРЕЦ имел в Кнессете двенадцать мандатов, когда ушла из жизни — всего пять. В 2003 году общество «Теэна» (позднее Наталья Яковлевна была его исполнительным директором) выпустило написанную ею небольшую брошюру, озаглавленную «Национализм, религия и арабо-израильский конфликт», в которой она выражала осторожный оптимизм: «Если относиться к арабо-израильскому конфликту как к конфликту цивилизаций, то его разрешение откладывается на неопределенное будущее. Но если разложить его на конкретные составляющие: территориальный спор, национальные противоречия, религиозная вражда, — то, при наличии доброй воли, можно решить территориальный спор, урегулировать национальные интересы и приглушить религиозные распри в обозримой исторической перспективе».

С тех пор прошло двенадцать лет, и за это время между Израилем и какой-либо арабской страной или организацией не было подписано ни одного мирного соглашения… Наталья Яковлевна не изменила своим убеждениям, до конца своих дней оставаясь приверженцем гуманистических либеральных интернационалистических ценностей, и это было нелегко в обществе, где всё больше доминировали совсем другие ветры.

Кончина Натальи Яковлевны Дараган — огромная потеря не только для тех, кому тихий голос разума ближе и дороже демагогии о том, как нужно решить проблемы раз и навсегда, разгромив одних, разбомбив вторых и уничтожив третьих. Она понимала, что застарелые социально-политические, межэтнические и межконфессиональные конфликты не имеют и не могут иметь простых решений. При этом Наталья Яковлевна всегда поддерживала тех, кто такие решения искал, и если можно говорить о ее «заветах», то они, очевидно, именно в этом. Мир ее светлой памяти.

Алек Д. Эпштейн, специально для «Хадашот»

рубрика: