Апрель 2013

О главном и не очень

Нам — 65. С одной стороны — пенсия на горизонте.  С другой — выглядим еще ого-го. Недавно ЦСБ заявило, что впервые в истории Израиль стал крупнейшей еврейской общиной на планете. Еврейское население Израиля, достигшее шести миллионов (символично донельзя — но мы сегодня не об этом), «обходит» США на полмиллиона душ.

За арифметическими выкладками скрывается нечто большее, чем демографические тенденции. Израиль сегодня — центр еврейской жизни. Израиль — окончательное воплощение коллективного еврея, страшный сон некоторых  «немцев Моисеева вероисповедания» и сочувствующих. 

 

Сионизм сделал свое дело, сионизм может уйти?

70 лет назад в здании Тель-Авивского музея Бен-Гурион своим громогласным «Настоящим провозглашается государство Израиль» открыл новую эпоху в еврейской (и не только) истории. Цель достигнута? Или идея сионизма еще способна удивить человечество? Об этом наш разговор с раввином Галицкой синагоги Пинхасом Розенфельдом.    

— Сложно отрицать, что сионизм в его классическом понимании давно себя изжил. Собственно, в наполнении этого изма новым содержанием и состоит вызов эпохи. Когда-то желание евреев быть «как все» выглядело логично, сегодня это анахронизм… 

 

Мы стремимся к единству разных идентичностей

Один из выдающихся современных израильских раввинов рав Ури Шерки стал гостем Галицкой синагоги Киева. О новой ивритской  идентичности, проблемах, стоящих перед современным иудаизмом, и миссии народа Израиля в эксклюзивном интервью для «Хадашот».

Согласно Торе, у нас нет никакого права властвовать над кем-либо в этом мире, и взаимодействуя с другими народами, мы, по сути, ведем диалог с одной из проекций самих себя. Диалог с людьми, которые хотят восстановить разрушенный со времен Вавилонского столпотворения союз.

 

Водоворот ненависти

Почему расисты и антисемиты, осужденные за конкретные уголовные преступления, так легко стали национальными героями сопротивления режиму? Ответ лежит на поверхности — потому, что они выступали против президента, и этого оказалось достаточно в глазах общественности, чтобы сквозь пальцы посмотреть на «шалости» молодых людей.

В результате, в определенной среде, далеко не всегда симпатизирующей взглядам арестованных ультраправых, формируется настоящий культ «политзаключенных» и «жертв репрессий со стороны режима».

 

Чувствительная тема

Существует ли в Украине этническая нетерпимость? Разумеется. Вот и я, этнический еврей, плохо отношусь ко многим из тех, кто жаждет моей любви. Среди них — и этнические украинцы, и татары, и русские. И, к сожалению, этнические евреи. Поскольку я имею привычку многое произносить вслух, последние несколько лет назад в своем неформальном собрании определили меня в качестве «главного антисемита Украины». Когда незадолго до этого Наталья Витренко назвала меня главным сионистом Украины, я спокойно принял и этот бред. Демократия, знаете ли. Я ведь именно этого хотел, когда ссорился с КПСС-КГБ.

 

Камешек в чужой огород

О БАБе теперь пишут то и се, но никто не написал, что это был очередной еврей в русской истории, который получал кайф от того, что учил русских, вертел русскими, жаждал подсознательно, чтобы русские его уважали. Чтобы впечатлить русских, он придумывал всякие головоломные схемы — а потом, чтобы их реализовать, челночил по стране, надрывал пупок и нервы, тратил личные деньги. На какое-то время ему удавалось русских убедить, обратить на себя их внимание, но потом опять: «Выйди, слышь, за дверь, нам тут поговорить надо. Не все тебе надо знать».

 

Жид или не жид?

Вслед за скандалом в Украине в Беларуси тоже начали отстаивать право называть евреев словом из трех букв

Если в стране еще остались евреи, то и еврейский вопрос не снимается с повестки дня. Я обычно не лезу не в свое дело, но тут один мой напарник … некий Геннадий Воркович, так вот, он прямо потребовал от меня ответа, прямого ответа на злободневный вопросик: «Жид или не жид?» Я его, конечно, успокоил! Я ему сказал типа: «Гена, ты, конечно, та еще морда, но ничего жидовского в тебе нет! Обычный, вполне себе заурядный белорус еврейской национальности».

 

«Еврей» или «жид» — как правильно по-белорусски?

Евгений Липкович, блогер 

У нас уже был суд из-за каких-то публикаций, которые представители еврейской общины сочли возмутительными, в том числе и из-за использования слова «жид» в оскорбительном контексте. Тогда аргументы ответчиков, а среди них был депутат Верховного Совета, последовательный борец с сионизмом Сергей Костян, доказывали, что это слово не оскорбительно. В конце концов владелец издательства «Православная инициатива» был осужден даже Белорусской православной церковью, которая отказалась иметь с ним дело.

 

Bialy Budynek. Смерть от своих

Одному из последних сохранившихся зданий довоенной еврейской Варшавы, так называемому Белому дому (Bialy Budynek), грозит уничтожение. Инициатор сноса — Варшавская еврейская община — хочет возвести на месте исторического памятника 20-этажный многофункциональный комплекс, «который будет соответствовать всем нуждам варшавских евреев». В настоящее время Белый дом по улице Tварда полуразрушен, несмотря на то, что здесь находится штаб-квартира общины.

У дома трудная судьба — он был построен в середине XIX столетия, а во время войны  превратился в лазарет для жителей Варшавского гетто. 

 

Швейцария. Нас снова любят

Почти на треть снизился уровень антисемитизма в Швейцарии, при этом впервые за многие годы не было отмечено ни одного случая физического насилия, местные юдофобы занимались в основном рассылкой оскорбительных писем и распылением антисемитских граффити. 
Несмотря на оптимизм в настоящем, счеты с темным прошлым в Конфедерации далеко не сведены. Совсем недавно еврейские организации возмутились, мягко говоря, лукавыми словами президента страны Ули Маурера о том, что Швейцария оставалась «страной свободы и закона» в годы войны и стала убежищем для многих преследуемых.  

 

Страницы