Мы стремимся к единству разных идентичностей

Один из выдающихся современных израильских раввинов, глава Всемирного центра Бней Ноах рав Ури Шерки стал гостем Галицкой синагоги Киева. О новой ивритской идентичности, проблемах, стоящих перед современным иудаизмом, и миссии народа Израиля — в эксклюзивном интервью для «Хадашот».

— Рав Шерки, движение Бней Ноах создано ради широкого диалога между евреями и неевреями. Не кажется ли вам, что это должен быть диалог не с раввинами (у которых есть чему поучиться, как, впрочем, и у мудрецов любой национальности), а с евреями как НАРОДОМ, живущим по определенным законам и демонстрирующим ценности, на которые остальной мир должен равняться? Как наставлять других, когда многие из нас сами не внемлют этим наставлениям? 

— Прежде всего миссия народа Израиля заключается во взаимодействии с нациями, а не отдельными личностями. Как сказано в Торе: «И благословятся тобой все племена земные». Необходимо демонстрировать миру ценности гой кадош — святого народа. В реальности мы еще далеки от этого, не все евреи вышли на должный уровень, тем не менее, уже сегодня в каждом народе есть люди, принимающие особый свет. Свет Всевышнего и народа Израиля, в особенности, той его части, которая вернулась в свою Страну. Таким образом, евреи способствуют духовному прогрессу человечества.

В разных странах мы с удивлением обнаруживаем огромный интерес к иудаизму и мессиджу, который он несет народам мира. Причины этого феномена не всегда очевидны. Думается, это связано с событиями XX века, созданием государства Израиль и, безусловно, с глобальным духовным поиском. Люди разочаровываются в христианстве, видят опасность в исламизме, они задают вопросы и ждут ответов от народа Израиля.

— В чем же состоит функция народов, с которыми мы ведем диалог? Если мы ведущие, а они ведомые, не превращается ли этот диалог в монолог?

Человечество разделено со времен Вавилонского столпотворения. И мы стремимся не к единообразию и однородности, а к единству разных идентичностей. У народа Израиля центральная роль в реализации этой грандиозной задачи. Подобно тому, как раввин выступает ретранслятором некой мудрости, так и народ Израиля делится ценностями, переданными через него Всевышним. Согласно Торе, у нас нет никакого права властвовать над кем-либо в этом мире, и взаимодействуя с другими народами, мы, по сути, ведем диалог с одной из проекций самих себя. Диалог с людьми, которые хотят восстановить разрушенный некогда союз. Надо сказать, что разделение человечества больно ударило и по нам евреям и мы ищем в человечестве завершение самих себя. Выдающийся ученик Баал Шем Това рабби Яаков Йосеф из Полонного говорил, что отношения Израиля с народами мира это отношения между душой и телом. Тело, лишенное души, мертво, но и душа, лишенная тела, страдает.

— В чем вы видите главные проблемы иудаизма на современном этапе? Почему столь углубился раскол между религиозными и светскими израильтянами? Не стала ли Тора в наши дни не объединяющим, а разъединяющим фактором?

Однозначно, нет. Скажу больше группы, определяющие себя как радикально светские, начинают сегодня изучать и интерпретировать Тору. Есть множество опросов, свидетельствующих, что именно Тора во всей ее проблематике воспринимается сегодня как наследие всего народа. Наиболее яркое проявление этой тенденции выступление в Кнессете депутата от новой партии «Еш атид» д-ра Рут Кальдерон, комментировавшей страницу Талмуда перед парламентариями. Разумеется, сообразно своим представлениям, но важно не это, а чувство сопричастности Торе, данной Моше на Синае. Думается, что израильское общество находится в процессе поиска своего пути к  иудаизму. 

— Рав Шерки, вы известны как автор концепции новой израильской (точнее, ивритской) национальной идентичности — ивриют. В чем ее отличие от идеологии кнааним, которые в середине прошлого века призывали к созданию новой нации, состоящей из уроженцев Израиля, независимо от их вероисповедания, и отвергали  еврейскую культуру диаспоры, да и сам термин «евреи» как исключительно религиозный. А на ваш взгляд, неевреи могут стать частью новой ивритской нации?

Я предложил бы использовать принцип Рамбама «деяния отцов знак сыновьям». Процессы, пережитые нашими праотцами Авраамом, Ицхаком и Яаковом, являются архетипом происходящего с нами. Мы видим, что первые иврим были предками Авраама. Его отец Терах вышел из Ур Касдим и направился в Эрец Исраэль, но «задержался» в Араме тогдашней «Америке», слишком велик был соблазн ассимиляции, слишком притягательна была большая арамейская культура. Но Всевышний обращается к Аврааму, повелевая ему создать народ в Эрец Исраэль, по сути, требуя вернуться к ивриют. Это заняло три поколения, вплоть до момента, когда новая ивритская нация была названа Израилем. Это характерный исторический виток потомки наших праотцов, будучи иврим, на определенном этапе стали носителями арамейской идентичности и позднее вернулись к ивриют. Таким образом, израильская идентичность праотцов, о которой говорит Тора, это идентификация, прошедшая через галут и преодолевшая его.

Эта же матрица применима и к истории сыновей. Мы прошли период национальной идентификации, которая в галуте превратилась исключительно в религиозную, но, вернувшись в Эрец Исраэль, снова обрела национальное измерение и стала израильской идентичностью. В рамках этого процесса в израильском обществе идет постоянный  внутренний спор о том, что над чем преобладает, евреи конфессия или национальность? Хотя, на самом деле, между ними нет никакой разницы Всевышний выбирал не религиозную общность, он избрал народ, которому даровал Тору. В ходе укрепления нашей идентификации к нам будут присоединяться неевреи, обладающие израильским гражданством, но это уже относится к другому хронологическому этапу и связано с культурой современного либерализма.

— На сегодняшний день вы являетесь одним из наиболее ярких представителей национально-религиозного лагеря. Что делают «вязаные кипы» для того, чтобы стать общенациональным движением? Почему они озабочены лишь бюджетом поселений, а ситуация, допустим, в здравоохранении или засилье монополий их не очень заботит?                      

Религиозные сионисты отличаются аутентичным пониманием иудаизма, где нет противоречий между религиозной, национальной и универсалистской платформами. К сожалению, израильское общество расколото на три больших лагеря: религиозный, национальный и космополитический. «Вязаные кипы», не отказываясь от своих ценностей, пытаются навести мосты (а не просто достигнуть компромисса) с приверженцами остальных лагерей. За время, прошедшее после Шестидневной войны, нам удалось сделать это в отношении национальной и религиозной платформ, сейчас мы стоим перед новым вызовом необходимостью совмещения этих ценностей с универсалистской платформой.

Что же касается бюджетных приоритетов, то сегодня «вязаные кипы» представлены во всех партиях. Это ясный симптом выхода из плена секторальности, поскольку сопричастность национально-религиозному мессиджу ощущается во всех секторах общества.

— Не кажется ли вам в этом смысле симптоматичным союз между лидером национально-религиозной партии Нафтали Беннетом и главой центристской (если не левоцентристской)«Еш атид» Яиром Лапидом? Каким образом столь разные политики смогли объединиться?

Я не поддерживаю ни одну из партий, но думаю, что этот союз свидетельствует о повороте в мировоззрении Лапида. Сын человека, в принципе испытывавшего отвращение к кипе, сегодня искренне хочет наладить отношения с религиозным миром. Тактика же г-на Беннета мне не очень понятна, я не вижу в этом союзе общности идейной платформы. Разве что стремление продемонстрировать красивые лица израильскому обществу.  

Беседовал Александр Файнштейн

рубрика: