Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Вслед за скандалом в Украине в Беларуси тоже начали отстаивать право называть евреев словом из трех букв Если в стране еще остались евреи, то и еврейский вопрос не снимается с повестки дня. Я обычно не лезу не в свое дело, но тут один мой напарник … некий Геннадий Воркович, так вот, он прямо потребовал от меня ответа, прямого ответа на злободневный вопросик: «Жид или не жид?» Я его, конечно, успокоил! Я ему сказал типа: «Гена, ты, конечно, та еще морда, но ничего жидовского в тебе нет! Обычный, вполне себе заурядный белорус еврейской национальности».
— Не, — говорит он, — ты не понял! Тут все горячо обсуждают правомерность употребления слова «жид» в белорусском языке. — Ну, пусть себе обсуждают, но это русское слово «жид», а по-белорусски будет «жыд», — отвечаю я. |
|
Шильда на здании Белорусского государственного университета |
— Так ты тоже за них? — возмущается мой все еще друг и напарник. — За бульбашей и кацапов, которые на нас жидами обзываются!
— Не, я не за них, — отрекаюсь я, — я сам по себе и не собираюсь ни тебя, ни кого другого плохими словами обзывать!
— Ага, значит, признаешь, что это плохое слово?
— Слово, как слово, искаженное в средневековье слово «иудей». Тогда, в средние века, все слова искажали как придется. Даже классическая латынь тогда сделалась вульгарной, ее так и стали называть «вульгата».
— Ты свою демагогию прекрати! Ты самоопределись! И отвечай прямо: «Ты за то, чтобы в белорусском языке употреблялось слово «жыд»? И будешь так евреев называть?»
— Гена, если тебе это не нравится, я — никогда!
— Дело не во мне, вся община против!
— Тем более, — говорю я, — если община против! Имеет право, и мы должны это право уважать. Итак. Община против чего?
— Против жидов! Тьфу, ты! Вся еврейская община Беларуси против того, чтобы в Беларуси евреев называли жидами!
— Я понял, — говорю, — есть только несколько вопросов. — Какая, говоришь, община против того, чтобы ее членов называли жидами?
— Какая-какая! Община тех евреев, которые остались жить в Беларуси, на своей Родине, являются гражданами Беларуси! И достойными гражданами, прошу заметить! И те, что уехали, но сохранили связь с родиной своих предков, тоже против!
— Отлично! Я, насколько смогу, поделюсь со всеми, кто меня услышит, что белорусские евреи против того, чтобы на государственном русском языке их называли жидами.
— Да, только сейчас речь не о русском, а о другом государственном языке — белорусском.
— Тогда у меня следующий вопрос: «А еврейская община Беларуси, которая против, она какая, русскоговорящая или беларускамоўная?»
— А какая разница? — делает круглые глаза мой напарник, а он это умеет!
— Большая! — говорю. — Русскоговорящая община пусть себе устанавливает правила в русском языке, благо, он государственный в нашей стране! А вот если беларускамоўная грамада жыдоў Беларусі будет против, тогда поговорим о правилах беларускай мовы!
— Опять демагогия! Нету беларускамоўнай общины евреев в Беларуси! Но мы все против того, чтобы нас жидами называли! Я за это и в морду могу дать!
— Гена! На нет и суда нет. Нет беларускамоўных евреев в Беларуси, так и не лезьте в беларускую мову, у нее и без вашего вопроса проблем более чем достаточно!
— Тогда я буду тебя бульбашом называть!
— А хоть горшком. Я ценю политкорретность, но инфантильной обидчивостью не страдаю.
— Потому что ты не еврей, и не знаешь, каково это!
— Знаю, я провел первые годы в Сибири, где нас всех ссыльных, не русских, называли чурками, хачиками, чучмеками или бандеровцами. Хоть белорусы никакого отношения к Бандере не имели, это никого не волновало, если не чучмек, значит, бандеровец, все одно — враги народа! Я знаю, что такое, когда на тебе ставят клеймо, независимо от того, кто ты и каков ты сам…
— Да, именно! Поэтому мы против употребления слова «жид» в Беларуси, а не только в белорусском языке.
— А в польском?
— При чем тут польский? Снова демагогия!
— Нет, просто вы, русскоязычная община, понимаете, что наводить свои порядки в польском языке вам никто не позволит (а на нем, хоть и не очень многие, разговаривают в Беларуси). Так почему вы считаете себя вправе наводить порядки в белорусском языке? Вот если бы вы на нем начали разговаривать (если бы беларуская мова стала разговорной в еврейской общине Беларуси, как оно было когда-то, хоть и частично), тогда совсем другое дело!
— Так, значит ты за жыдов!
— Нет!
— А, испугался, что я тебя перестану считать другом, поскольку не смогу дружить с антисемитами!
— Ты же меня давно знаешь! Если ко всему, что обо мне говорят, ты добавишь еще и клеймо антисемита, мне хуже не станет, а друга терять действительно не хочется.
— Тогда объясни свою позицию, а то темнишь что-то! То мы не можем требовать от беларускай мовы, чтобы из нее убрали слово «жыд», то ты против употребления беларусами этого слова.
— Видишь ли! С одной стороны, еврейская община имеет право требовать выполнения некоторых политкорректностей. Может потребовать и исключения какого-то слова с оскорбительными коннотациями. Правда, было бы хорошо, и в высшей степени политкорректно, потребовать этого на том языке, изменения правил и норм которого вы требуете. Но пусть этот аспект останется на вашей совести. С другой стороны, беларусы могут сказать, что эти негативные коннотации существуют в русском языке, и отказать вам в вашем требовании! Об этом я и пытался тебе говорить вначале.
— Это я понял, буквоед ты недоделанный! Тогда откуда твое «нет» на мой, ребром поставленный вопрос?
— Отлично, если понял первую часть о правах евреев Беларуси! Теперь, во-вторых, о праве беларусов на отказ удовлетворить справедливые, хотя и сомнительные, требования еврейской общины. Права беларусов на защиту мовы тут тоже весьма ограничены? Ты знаешь, как эти русские называют Беларусь?
— Ага — БелОрусСИЯ!
— Ну, и как ты к этому относишься?
— Как любой беларус — требую, чтобы нашу страну называли правильно — Беларусь!
— Ну, здорово, обидно ведь называться БелОрусСИЕЙ! Почти что — Северо-западный край! Ну, теперь ты все понял?
— Что понял?
— Ну, про право беларусов отказать русскоговорящим евреям Беларуси на их требование исключить из употребления слово «жид»?
— Ну-ка, ну-ка! Что ж это получается, чтобы иметь право отказать русскоязычным евреям про «жыдов», беларусы должны перестать требовать от русских отказаться от слова «Белоруссия»?
— Ну, где-то так!
— Ну, ты демагог!
— Ха, где «бульбаш взялся за дело, там жыд отдыхает!» — знаешь такую поговорку?
— Буду знать!
Владимир Мацкевич, «Белорусский партизан»
автор — политик и общественный деятель, глава Рады Международного консорциума «ЕвроБеларусь»