Камешек в чужой огород

Здравствуйте, дорогие читатели. Меня зовут Святослав Бакис, я кинообозреватель «Хадашот». На этот раз вторгся в чужой раздел. Чтобы пожаловаться на свою участь. Так муж жалуется на горькую судьбу не жене, составляющей львиную долю причин его горькой судьбы, а покупает бутылку водки и заходит к соседу.

Печальна участь кинообозревателя «Хадашот»! Или о Холокосте пиши, или о загадке «местного» антисемитизма во время войны (который, честно сказать, не представляет для меня никакой загадки), или выкапывай что-то об антисемитизме в бывших соцстранах. Неужели нет каких-то других тем? Ищешь-рыщешь по сусекам сайтов «Еврейское кино» и ничего, кроме этих тем, в их длинных списках не находишь.

Иль совсем захирела жизнь еврейская? Не захирела. Но почему-то кино ленится отражать. Лениво движется по накатанным рельсам трагических тем, самой инерционной ленью этого движения банализируя и тривиализируя трагедию.

Вот почему бы, скажем, не сделать фильм о Березовском — но в «еврейском повороте» темы? О БАБе теперь пишут то и се, но никто не написал, что это был очередной еврей в русской истории, который получал кайф от того, что учил русских, вертел русскими, жаждал подсознательно, чтобы русские его уважали. Чтобы впечатлить русских, он придумывал всякие головоломные схемы — а потом, чтобы их реализовать, челночил по стране, надрывал пупок и нервы, тратил личные деньги (поэтому оценки его капитала были явно преувеличены). На какое-то время ему удавалось русских убедить, обратить на себя их внимание, но потом опять: «Выйди, слышь, за дверь, нам тут поговорить надо. Не все тебе надо знать». «Да как же не надо, если это я, Я всю эту Схему разработал!» «Ну вот, разработал, а теперь выйди за дверь. Что тебя, взашей выталкивать?»

В фильме отношения БАБа с Ельциным можно было бы представить как отношения в зоне — между Паханом и евреем, который этому Пахану, когда все уходят валить лес, а они вдвоем остаются в бараке, «рОманы тискает». Показать, как Пахан то благоволит к нему, то — когда не понравился «рОман» — грозится опустить. Как этот еврей, чтобы обеспечить себе какое-то предсказуемое существование, связывается с другими лагерными паханами и лагерной администрацией, плетет всякие интриги. И как он потом еле спасается от«пера» Пахана/ов: в последний момент его переводят в другой, дальний лагерь, более мягкого режима, где нет русских уголовников, а как раз много евреев, посаженных на малые сроки по «торговле». Он пробует интриговать и там... но не те масштабы, евреи на его схемы не клюют, просто зевают. Ему среди «своих» очень скучно, жизнь потеряла кайф, душит депрессия. Он насилу отыскивает какого-то карточного шулера, начинает играть с ним в покер, проигрывается, естественно, до трусов... и, наконец, вешается на резинке от трусов: с тоски-скуки больше, чем от бедности. Перед смертью он осознает, что по-настоящему любил в жизни только Пахана.

А что, интересная картина могла бы получиться.

Dixi et animam levavi. Сказал и облегчил душу. Надеюсь, дорогие читатели, теперь вы, заглядывая в кинорубрику, будете: а) меньше досадовать, что «там все опять на те же темы», и б) если вдруг обнаружите текст на какую-нибудь неожиданную тему, то поймете, сколько «тонн киношной руды» пришлось для этого переворотить.

Святослав Бакис, специально для «Хадашот» 

рубрика: 
автор материала: