№10 (197), октябрь 2013, хешван 5774

Остановите Землю — я сойду

Еврейская жизнь на постсоветском пространстве  от фикции к эвтаназии

Горько осознавать, что твой фундамент идентичности — русскоязычное еврейство — мертв. Но еще горше признавать, что его не было. Не существовало. Признавать, что все закончилось много десятилетий назад. Возрождение постсоветского еврейства напоминает опыты XVIII века с электродами, заставлявшими трупы «танцевать» при подаче электричества. Вот и мы — танцуем фрейлехс и даже поем «Хаву нагилу», когда дают разряд. То бишь, разнарядку.

История моя и твоя

Официально принятая в Украине концепция предполагает существование «многонационального украинского народа». Теоретически государственная «политика памяти», исходящая из этой концепции, предполагает восприятие прошлого Украины как истории всех народов ее населяющих. Однако на практике у школьников нет шансов узнать из учебников, что название «Киев» впервые зафиксировано в документе, написанном на иврите, задолго до упоминания столицы нашего государства в древнерусских летописях. 

 

Странная община Оксфорда

Еврейская община Оксфорда — звучит неожиданно. И тем не менее еврейский Оксфорд существует. Он насчитывает более 250 еврейских семей — профессора, преподаватели колледжей, исследователи, бизнесмены. В праздники, особенно осенние, в синагогу набивается 500-600 человек, мест для сидения не хватает. Но в будние дни миньян — проблема. Естественно, меня интересовал вопрос, ощущается ли в Оксфорде антисемитизм. Один из членов общины ответил коротко: «Не ощущается, но существует».

 

Вперед — в прошлое

Как 100 лет назад ...будет выглядеть Главная синагога Харбина в ближайшем будущем. В муниципалитете обещают восстановить храм, воздвигнутый в 1909 году. В 1963-м власти коммунистического Китая закрыли синагогу, а историческое здание передали вагонному заводу. В свои лучшие годы еврейская община города насчитывала десятки тысяч членов, хотя первые иудеи прибыли в Маньчжурию из России лишь после заключения в 1897 г. договора с Китаем о строительстве КВЖД. 

 

Однажды в Америке

До 58% возрос уровень смешанных браков среди американских евреев, — свидетельствует опрос, проведенный Pew Research Center. На вопрос о том, что значит для респондента быть евреем, самыми популярными ответами оказались: сохранение памяти о Холокосте (73%), соблюдение нравственных норм (69%), работа во благо справедливости и равенства (56%), интеллектуальная смелость (49%). Лишь 43% считают, что евреями их делает забота о судьбе Израиля, 28% — членство в общине и 19% — соблюдение еврейских законов.

   

Арена битвы – ООН

Борьба американской дипломатии против создания Государства Израиль

Глава Отдела Ближнего Востока Государственного департамента Лой Гендерсон был против раздела Палестины и создания в какой-либо ее части еврейского государства. По словам израильского исследователя Цви Ганина, «Гендерсон вел настоящий крестовый поход против раздела Палестины, последовательно утверждая, что активная американская поддержка плана и мобилизация голосов в его пользу в ООН противоречат национальным интересам США».

 

Мы слишком доверяли генералам

На третий день этой — самой тяжелой из всех израильских войн — легендарный Моше Даян говорил о катастрофе и призывал раздать гражданам гранатометы на случай арабского прорыва. Через две недели израильтяне стояли в 100 км. от Каира и в 40 км. от Дамаска... 40 лет назад завершилась Война Судного дня, о последствиях и уроках которой мы говорим с ее участником, главой ЕА «Сохнут-Украина» Яковом Файтельсоном.    

 

Рассудите нас, люди!

Сталин ужасно не любил юмористов.  Распускают языки, а накажешь какого-нибудь Зощенку, и тут же тебя заподозрят в отсутствии чувства юмора. Вот так же и я рискую оказаться в дурацком положении, признавшись, что не увидел в комедии «Мы должны помогать друг другу» ничего смешного. «Ну как же, как же?  — скажет мне  легкий, веселый человек с достаточно развитым чувством юмора. — Ведь это ну очень смешно! Может, ты, бедняга,  в сюжете чего-то не уловил?

 

Поезжайте в Киев и спросите...

Вроде бы и не на что нам — столичным евреям — обижаться. Хрестоматийный Подол, легендарный Паниковский на углу Крещатика и Прорезной, вполне реальные Лазарь Бродский, Шолом-Алейхем и Голда Меир — все наше навсегда, как пела когда-то группа «Центр». Тем не менее славу еврейского города Киев не снискал. И где справедливость? Ведь если копнуть глубже (а автор книги таки копнул), то еврейский роман с Киевом заиграет такими подробностями, о которых коренные киевляне и не догадывались.

 

Подписка на RSS - №10 (197), октябрь 2013, хешван 5774