№ 1 (200) Январь 2014, шват 5774

Майдан. Еврейская повестка дня

У евреев, безусловно, должна быть своя повестка дня в европротестном движении — например, общину не может не интересовать прогресс в области реституции недвижимого имущества, незаконно отнятого во время Холокоста или в период большевистской власти.  Как ни странно, за последние полтора месяца я нигде в украинской еврейской среде не встречал, например, дискуссий о перспективе реституции общинной собственности — а ведь этот процесс был неотъемлемой частью евроинтеграции стран Восточной Европы

Евреи, эволюция и «Слава Україні!»

Огромное число евреев, стоящих сегодня на майданах по всей стране, — это в первую очередь интеллектуалы, предприниматели, студенты, т.е. люди с развитым современным мышлением. У них нет противоречия между органичной еврейской идентичностью и политической украинской. А вот те, кто не понимает украинской модернизации, находятся на одном уровне с украинскими радикальными националистами средневекового толка. И поймут они друг друга прекрасно, как прекрасно понимали друг друга нацисты и сталинисты или ку-клукс-клановцы и черные радикалы.

Объяснять — не значит оправдывать

Однажды я спросил экскурсовода, как можно говорить о казнях в тюрьме на Лонцкого, ни словом не упоминая о том, что было после, имея в виду еврейский погром, который прекратили части вермахта. Она ответила вопросом на вопрос: «Разве это правда, может, это легенды?» «В каком смысле, не понял я, есть обширная литература, свидетельства львовян-украинцев, в трудах историков можно найти соответствующие документы».  Она с сомнением слушала меня, резюмировав: «но это же украинский музей».

Как евреи боролись с апартеидом и что из этого вышло

В июле 1963 года полиция явилась на ферму, принадлежавшую художнику-абстракционисту Артуру Гольдрайху. Уроженец Йоханнесбурга Гольдрайх в свое время уехал в Эрец Исраэль, участвовал в Войне за независимость, после чего вернулся в ЮАР. Был человеком крайне левых взглядов, да и ферма его служила укрытием для лидеров Африканского Национального Конгресса во главе с Манделой. На ферме было арестовано девятнадцать человек: одиннадцать чернокожих, двое индусов и шестеро белых все евреи.

 

Хорошо там, где нас нет?

Сколько израильтян покидают страну в поисках лучшей доли и так ли страшна йерида (эмиграция из Израиля), как ее малюют, диалог с демографом Яковом Файтельсоном. 
— Если уж мы оперируем цифрами, то в последние годы число эмигрантов из Израиля составляет 0,7 человека на каждую тысячу жителей — это рекордно низкий показатель для стран OECD. В 2000 году этот коэффициент составлял для Израиля 3,8 человека на каждую тысячу жителей, для Швейцарии он был равен 6,9, для Украины — 10,5... 

 

Изувер или функционер

Фильм фокусируется всего на одном эпизоде из жизни выдающегося немецко-американского философа Ханны Арендт. В апреле 1961 года она прилетает в Израиль, чтобы по заказу журнала «Нью-Йоркер» написать статью о процессе над Адольфом Эйхманом. Анализируя каждое слово Эйхмана, Арендт приходит к выводу, что этот человек, один из величайших преступников XX века, не Мефистофель, не чудовище, не воплощение всемирного зла. Он ничтожество и заурядный функционер, винтик в бюрократической машине Третьего рейха.

Подписка на RSS - № 1 (200) Январь 2014, шват 5774