Как евреи боролись с апартеидом и что из этого вышло

В 1652 году Ян ван Рибек, служащий Голландской Вест-Индской компании высадился со своими людьми на мысе Доброй Надежды. Так началась история Южной Африки.Первые еврейские поселенцы появились в Кейптауне после 1820 года, а «золотой бум» заметно увеличил численность общины  к 1914 году в Южной Африке насчитывалось уже 40 000 евреев, главным образом, выходцев из Литвы.
Хелен Сузман посещает Нельсона Манделу в его доме в Соуэто, 1990   

31 мая 1910 года провозглашается Южно-Африканский Союз, который в 1931-м добивается независимости от Великобритании.  В 1948 году Национальная партия побеждает на выборах, и в стране окончательно устанавливается система расовой сегрегации, получившая название апартеид. Пройдет немного времени, и евреи составят ядро белых борцов с официальной политикой ЮАР.

В августе 1959 года депутат от оппозиционной Объединенной партии, хирург по профессии, прекрасный оратор и предприимчивый бизнесмен Бернард Фридман на базе левого крыла ОП создает леволиберальную Прогрессивную партию. На ведущие роли в новой партии выходит ученица и соратница Фридмана Хелен Сузман, в доме которой в фешенебельном районе Йоханнесбурга и создается новое движение. Хелен Сузман, в девичестве Гавронски, дочь еврейских эмигрантов из Литвы, представляла в парламенте округ Хаутон, населенный состоятельными евреями. 36 лет парламентского стажа этого непримиримого борца с расовой сегрегацией были не в последнюю очередь обеспечены поддержкой еврейских избирателей.

Тем временем у движения против апартеида появляется еще один лидер уроженец Кельна Харри Шварц. По окончании школы в Йоханнесбурге в 1943-м он вместо университета предпочел отправиться в действующую армию, стал штурманом и воевал в Северной Африке, на Крите и в Италии. Демобилизовавшись, окончил университет, вступил в Объединенную партию и начал адвокатскую практику.

В июле 1963 года полиция явилась на частную ферму Лилиеслиф, принадлежавшую талантливому художнику-абстракционисту Артуру Гольдрайху. Уроженец Йоханнесбурга Гольдрайх в свое время уехал в Эрец Исраэль, был членом Пальмаха, участвовал в Войне за независимость, преподавал в Академии художеств «Бецалель», после чего вернулся в ЮАР. Был человеком крайне левых взглядов, да и ферма его была приобретена частично на деньги компартии и служила укрытием для лидеров Африканского Национального Конгресса во главе с Манделой, которых разыскивала полиция. На ферме было арестовано девятнадцать человек: одиннадцать чернокожих, двое индусов и шестеро белых все евреи Денис Гольдберг, Лайонел Бернштайн, Боб Хеппле, Артур Гольдрайх, Харольд Вольпе, Джеймс Кантор. Все предстали перед судом, который вошел в историю как «Процесс в Ривонии» (Ривония северный квартал Йоханнесбурга, где обвиняемые были задержаны).  Гольдрайх и Вольпе сумели подкупить охрану и бежать из тюрьмы, затем перебравшись в Свазиленд и далее в Ботсвану. Позже сумел освободиться и уехать из страны Хеппле. Остальных защищала команда левых адвокатов, основной костяк которой составили евреи: Джоэл Гудман-Йоффе, Артур Хаскельсон, Харольд Хенсон и, конечно, Харри Шварц. Любопытно, что и по другую сторону барьера были евреи: от имени государства обвинение поддерживал д-р Перси Ютар, заместитель генерального прокурора Трансвааля. Обвинение потребовало смертной казни, но международные протесты вкупе с квалифицированной защитой привели к тому, что восемь подсудимых (в их числе Гольдберг) были приговорены к пожизненному заключению и один (Бернштайн) оправдан.

После этого суда Шварц активизирует свою деятельность по борьбе с апартеидом и в январе 1974-го обсуждает с лидером племени зулу Бутелези план по достижению расового мира в стране посредством ненасильственных действий (так называемая «Декларация Малабатини»). Столкнувшись с противодействием консервативного крыла своей партии, Шварц создает новую Прогрессивную Федеральную партию, которая после выборов 1977 года становится ведущей оппозиционной силой страны.

Не осталась в стороне от борьбы с апартеидом и компартия Южной Африки. Какая же компартия без евреев? Наиболее одиозной фигурой среди местных коммунистов был уроженец Литвы Джо Слово (точнее, Йосл Мойше Слово). В 1934 году его семья эмигрировала в Южную Африку, а в 1941-м юный Йосл оставил школу, воевал, после чего окончил университет и получил диплом юриста. Был, кстати, однокурсником Нельсона Манделы и Харри Шварца. В 1949-м Джо женится на Рут Ферст, даме крайне левых убеждений, а в 1961 году становится одним из двух командиров военизированной экстремистской организации «Умконто ве Сизве», совместного проекта АНК и местной компартии. Власти ставят его вне закона, и Слово вынужден жить в Анголе, Мозамбике и Замбии, координируя подрывную деятельность в Южной Африке. В 1982 году в результате взрыва, устроенного южноафриканской тайной полицией, погибает Рут Ферст. В 1984-м Слово становится генеральным секретарем компартии, а в 1990 году возвращается в Южную Африку.

Рональд (Ронни) Касрилс еще одна одиозная фигура, сопоставимая с Джо Слово. Этот уроженец Йоханнесбурга, чьи предки приехали из Латвии и Литвы, был профессиональным режиссером и сценаристом. После бойни в Шарпевилле (когда полицией было убито 69 чернокожих и 180 ранено) вступил в АНК, а затем стал членом компартии. Позднее перешел на нелегальное положение, с 1961 года один из организаторов «Умконто ве Сизве», лидер ее ячейки в провинции Наталь. В годы эмиграции учился военному делу, в частности в Одессе, с 1983 года возглавлял департамент разведки «Умконто ве Сизве», занимался организацией подрывной деятельности против Южной Африки сначала в Лондоне, а затем в соседних с ЮАР странах: Анголе, Лесото, Свазиленде, Ботсване. Вернулся в Южную Африку в 1991 году, после падения режима апартеида был заместителем министра обороны, а с 2004 по 2008 год министром разведки и контрразведки.

Имя Надин Гордимер наверняка известно любителям литературы. Отец часовщик  из Литвы, мать родилась в Лондоне. Первые рассказы Надин опубликовала в пятнадцать лет. Через своего издателя Лулу Фридман, супругу упомянутого выше Бернарда Фридмана, и в их доме в богатом квартале Йоханнесбурга она познакомилась с лидерами борьбы с апартеидом. Южноафриканские власти запрещают несколько ее книг, но международная известность писательницы растет. Она становится членом АНК, укрывает у себя дома членов этой организации, разыскиваемых полицией, участвует в демонстрациях. В 1991 году удостаивается Нобелевской премии по литературе, причем все премиальные переводит Конгрессу южноафриканских писателей, связанному с АНК. Гордимер была личным другом Манделы, которому помогала готовить речь на «Процессе в Ривонии».

Все эти люди (и сотни других, менее известных евреев) помогли падению режима апартеида. 11 февраля 1990 года после двадцати семи лет заключения был освобожден Нельсон Мандела, а в 1994-м прошли первые выборы на основе всеобщего избирательного права.

Как сложилась судьба наших героев? Хелен Сузман к 1994 году было уже 77 лет, никакого поста при новой власти она не получила, но присутствовала в качестве почетного гостя на разных торжественных церемониях. К еврейским организациям эта дама испытывала полнейшее равнодушие и, прожив всю жизнь в весьма комфортабельных условиях, в основном занималась коллекционированием бесчисленных наград за защиту прав чернокожих на её счету двадцать семь дипломов почетного доктора от различных университетов по всему миру и две номинации на Нобелевскую премию мира. В 1989-м, когда Сузман объявила о завершении политической карьеры, Елизавета II сделала ее кавалером Ордена Британской империи.  

Харри Шварц был назначен послом в США, пробыл 3,5 года на своем посту, после чего завершил политическую карьеру. Шварц никогда не забывал, что он еврейский беженец из нацистской Германии, будучи одним из лидеров еврейской общины. В парламенте страны именно Шварц реагировал на все антиеврейские выпады и инциденты, и именно он был президентом торговой палаты Израиль Южная Африка.

Коммунист Джо Слово в правительстве Манделы получил пост министра жилищного строительства, но в следующем году скончался от рака. Все руководство АНК присутствовало на его похоронах. В своем отношении к евреям Слово напоминал Льва Троцкого, считавшего себя не евреем, а интернационалистом. Хотя родился и вырос Йосл Мойше в религиозной семье и утверждал, что на него оказала влияние еврейская культура.

Адвокат Артур Хаскельсон стал в 1994 году президентом Конституционного суда страны. Занимая высокий пост, Хаскельсон не порывал связи с еврейской общиной, будучи прихожанином одной из реформистских синагог Йоханнесбурга.

Прокурор Перси Ютар, уроженец Кейптауна, один из восьми детей еврейской религиозной семьи, прибывшей из Литвы, был грозой борцов с апартеидом. Он так и остался религиозным человеком, начинавшим каждый день с молитвы, и долгие годы возглавлял одну из общин в Йоханнесбурге. В 1995 году Президент Мандела в рамках процесса национального примирения пригласил его на завтрак, причем трапеза была строго кошерной. В ходе беседы оба пришли к выводу, что Перси Ютар на суде в Ривонии лишь добросовестно выполнял свои служебные обязанности и не более.

Как реагируют евреи Южной Африки, сражавшиеся с режимом апартеида, на новую действительность? Довольны ли они ситуацией в стране? Вряд ли. Во-первых, большинство чернокожих жителей так и не выбрались из нищеты. Безработица составляет 25,2%. Более 18% взрослого населения ВИЧ-инфицированы (ЮАР на первом месте в мире по этому показателю). Каждые полчаса в Южной Африке происходит убийство. В последние годы невероятно вырос спрос на частных охранников для жилых комплексов. Среди бесчисленных жертв ограблений оказалась и престарелая Надин Гордимер, непримиримый борец с апартеидом, которая принципиально отказывалась жить в охраняемом комплексе. Три грабителя проникли в ее квартиру в Йоханнесбурге средь бела дня, потребовав открыть сейф и отдать им золотое обручальное кольцо. После отказа 83-летнюю старушку и лауреата Нобелевской премии вместе с домработницей бесцеремонно затолкали в одну из комнат, изъяли из квартиры все деньги и драгоценности и убыли, оставив обеих женщин запертыми. Полиция, разумеется, никого не нашла.

Отношение же к еврейской общине в целом определяется не ее заслугами в многолетней борьбе за ликвидацию апартеида. Поскольку уровень жизни евреев несравненно выше, чем у чернокожих сограждан, они рассматриваются как капиталисты и эксплуататоры. Правда, критика направлена не против евреев вообще, а против сионизма и государства Израиль. Именно в южноафриканском Дурбане в 2001 году прошла первая международная конференция против расизма, отличавшаяся резко антиизраильской направленностью. Посильный вклад в антиизраильскую риторику вносят и радикально настроенные местные евреи, в том числе Ронни Касрилс.

Отсутствие перспектив стимулирует эмиграцию если в конце 1970-х в стране проживало около 150 000 евреев, то сегодня их осталось не более 75 000. Надолго ли?

Вениамин Чернухин, culnhist.com (публикуется в значительном сокращении)

рубрика: