Изувер или функционер

«Ханнa Арендт»
Германия, Люксембург, Франция, 2012, 110 мин.

Ханнa Арендт (1906-1975)  выдающийся немецко-американский философ, автор фундаментальной книги «Истоки тоталитаризма». Фильм фокусируется всего на одном эпизоде из ее богатой событиями жизни. В апреле 1961 года Арендт (Барбара Зукова) прилетает из США в Израиль, чтобы по заказу журнала «Нью-Йоркер» написать статью о процессе над Адольфом Эйхманом. Анализируя каждое слово Эйхмана, она приходит к выводу, что этот человек, один из величайших преступников XX века, не Мефистофель, не чудовище, не воплощение всемирного зла.

Он ничтожество и заурядный функционер, винтик в бюрократической машине Третьего рейха. Арендт не склонна относиться скептически даже к заверениям Эйхмана, что в душе он никогда не желал евреям плохого, не был антисемитом. Просто так карта легла, что по роду службы ему пришлось заниматься депортацией евреев в концлагеря (не уничтожением их там он не раз подчеркивает на процессе, что этим занимались совсем другие лица, а исключительно депортацией!). Хороший немец всегда хороший работник и верный властям гражданин; вот Эйхман и старался изо всех сил быть тем и другим.

Если контраст между ничтожеством Эйхмана и масштабом совершенного им зла поначалу поражал Арендт, то в итоге она пришла к заключению, что ничтожность и зло находились в соотношении не контраста, а причины и следствия: чем мельче, бездумнее человек, тем с большей вероятностью можно предположить, что он не остановится перед совершением даже беспредельного зла.

Серия статей Арендт, напечатанных в «Нью-Йоркере», была воспринята евреями США и Израиля, а также либеральной общественностью с тем большим негодованием, что Арендт подчеркнула, что жертв Холокоста могло бы быть меньше, если бы лидеры европейского еврейства главы всевозможных еврейских общин и юденратов отказались сотрудничать с немцами.  Это переполнило чашу терпения даже самых толерантных критиков, и таких людей вполне можно понять. Антифашистам, антитоталитаристам, и в особенности евреям среди них, хотелось, чтобы Арендт поменьше мудрила, а выразила бы скорбь по невинно убиенным и недвусмысленно сказала: «Эйхман нацистский урод, собаке собачья смерть!» Но в том, что она написала, вообще не было личностных оценок. Цикл статей в «Нью-Йоркере» и написанная на его основе книга «Эйхман в Иерусалиме, или Банальность зла» чистый анализ, въедливый, бесстрастный, бесслезный.

Парадокс, однако, состоит в следующем: то, что Арендт в итоге высказала, куда страшней, чем то, что желали бы услышать ее критики. Каждый, господа, каждый может стать убийцей: вы, я, ваш сосед, приветливо поднимающий шляпу на лестнице. Образцовый гражданин даже скорее станет им, потому что он, скорее всего, конформист, а таковой всегда готов исполнить любое повеление партии и правительства. Проверить, кто как себя поведет в темные времена, очень трудно, но если уж проводить такой тест, то надо брать пробу не на высоту поднятия шляпы, а на способность независимо мыслить, на чувство собственного достоинства, упрямство и смелость. Надо ли удивляться, что добрые люди ополчились против Арендт? Кому приятно услышать, что у тебя все впереди и ты еще можешь стать негодяем? Все-таки хочется верить, что хорошее воспитание, значок диплома на пиджаке, благотворительная деятельность и регулярное или даже нерегулярное посещение храма дают гарантию от коллапса морали независимо от величины на нее, мораль твою, давления. Фрейд и прочие психоаналитики лечили людей от неврозов, а невроз, он тогда и возникает, когда интеллигентный человек вдруг осознает какую-либо подлость в себе и, не в силах с ней примириться, загоняет это осознание в подсознание. И вот появляется некий аналитик-антипсихоаналитик, который грубо тычет тебя носом в твою потенциальную подлость!

До сих пор я говорил столько же о фильме, сколько о реальной Ханне Арендт, ее работе о процессе над Эйхманом и реакциях на эту работу. Теперь скажу о самом фильме. Он несколько странен.

Для сочувствия к герою произведения, борющемуся за некую идею, мы должны сочувствовать самой идее. Прометей похитил огонь у богов, чтобы отдать его людям, мы, люди, греемся у огня поэтому мы на стороне Прометея и против богов, приковавших его к скале. Гамлет решил отомстить за убийство отца мы понимаем, что он правильно делает поэтому сочувствуем ему.

Однако идея Ханны Арендт о том, что Эйхман не монстр, спорна. Арендт как аналитик поведения и дискурса Эйхмана могла попросту ошибаться: на всякого мудреца довольно простоты. Вот что, например, говорит писатель Александр Мелихов в своей статье «Банальность сверхчеловечного» (журнал «Звезда», №12, 2013): «Эйхман воодушевлялся сверхчеловеческими целями и только на израильском процессе столь искусно изобразил этакого завхоза, «винтика», которому все равно, что возить дрова для домашних печей или евреев для печей Освенцима, что внушил Ханне Арендт ложную доктрину банальности зла».

Еще более спорны упреки Арендт в адрес еврейских лидеров. Если начать конкретно разбираться, то можно, я не сомневаюсь, установить, что ими часто двигала надежда как-то сторговаться с немцами, некое число людей спасти. Глава юденрата Варшавского гетто Адам Черняков, узнав, что немцы планируют массовую депортацию в Треблинку, покончил с собой. Тут еще надо добавить: Арендт признается в фильме своему мужу, что она не любит еврейский народ или Израиль, как не любит никакой народ или страну, а любит только отдельно взятых людей. После такого признания патриотам Израиля становится уж совсем трудно согласиться с философией Арендт им скорее может прийти в голову, что она просто бессердечный человек.

Чтобы доказать, что это не так, что Ханна принципиальна, но вовсе не лишена эмоций, режиссер фильма Маргарет фон Тротта уделяет много внимания ее теплым отношениям с мужем,  хотя отношения эти, как обнаруживается в конце картины, не играли в ней никакой драматургической роли и были показаны просто для «смягчения» образа героини. Но убедившись, что Ханна Барбара Зукова вполне «нормальный» человек, мы еще меньше способны постичь ее стальную беспощадность.

Заключение: фильм «Ханна Арендт» может трактоваться по-разному: как трагедия героической личности или притча о противостоянии надменного упрямца миру. Двойственность всей этой истории, однако, не явилась для фон Тротта объектом художественного исследования, а осталась на уровне простой невнятности. В таком случае, этому фильму лучше было бы быть не художественным, а документальным. Документалистика, в отличие от игрового кино, не нуждается в большей ясности, чем простая ясность изложения; ей не требуется никакой иной достоверности сверх достоверности собственного материала. Фильм фон Тротта кажется разыгранной актерами иллюстрацией к подлинным событиям. Фон Тротта претендует на художественность, но, на мой взгляд, не вполне достигает ее из-за отсутствия в фильме психологических мотивировок и последовательной концепции.

Святослав Бакис, специально для «Хадашот»
http://bakino.at.ua

рубрика: