Как в Израиле превращали Принцессу Шо в принцессу Шоу

Саманта с Кутиманом

«Встречайте принцессу шоу»

Режиссер Идо Хаар

Израиль, 80 мин.

В Новом Орлеане живет женщина-негритянка лет тридцати Саманта Монтгомери. Она работает сиделкой в доме для престарелых. Где-то в другом городе живет ее дочь, с которой она периодически разговаривает по смартфону, но отношения между ними, кажется, напряженные. Вообще Саманта совсем одинока и не очень довольна своей жизнью. О своем одиночестве и несчастливости, о желании любви, о неизбывной печали жизни и многом другом она поет песни, для которых сама сочиняет тексты и музыку. И поет она их чаще всего сама для себя.

Впрочем, иногда она еще поет в ресторанчике. А еще может присесть на уличную лавочку и, если ей пришелся по душе сидящий рядом человек, неважно, мужчина или женщина, она в качестве знакомства может спеть и ему. Кто-то научил ее выставлять видео на YouTube, и когда она начала делать это, то взяла себе шикарный псевдоним Princess Shaw — Принцесса Шо. (Английское название фильма — «Presenting Princess Shaw» — неправильно фигурирует в русской фильмографии как «Встречайте принцессу шоу»). Слушателей песен Саманты на YouTube, как и по жизни, немного, может быть, сотни четыре человек. Но она и этим довольна, потому что о славе не мечтает. То есть она не честолюбива, хотя не сомневается, что рождена на свет для пения.

Между тем в далеком городе Тель-Авиве живет музыкант Кутиман. Он занимается тем, что выбирает на YouTube понравившиеся ему песни неизвестных авторов, аранжирует их, и потом эти аранжировки исполняются маленьким оркестром, которым Кутиман руководит. Техника такая: голос певца или певицы с YouTube соединяется с игрой оркестра, и получается, как будто исполнитель пел в студии. Обогащенная оркестровым сопровождением песня возвращается на YouTube. Кутиман в этом сварочном деле большой мастер, звучит классно, ни малейших швов не заметишь, и теперь число слушателей песни может дойти до нескольких тысяч.

И вот Кутиману попалась песня Принцесы Шо «Give It Up» («Перестань»/«Брось»/«Оставь надежду»). Он сделал все, как обычно… и песня неожиданно взорвала Интернет, число просмотров этого видео превысило два с половиной миллиона! Кутиман сообщил об этом Саманте по фейсбуку и пригласил ее в Тель-Авив. Саманта удивлена и счастлива — счастлива безмерно, а удивлена в меру, ведь она всегда была в глубине души уверена, что ее песни найдут путь к человеческим сердцам. В Израиле они с Кутиманом записывают целый альбом ее опусов, ведь у нее их много накопилось за годы пения для самой себя.

И к Принцессе Шо приходит слава. Но только на короткое время. Настоящей мега-звездой она не становится: Кутиман аранжировщик, а не промоутер, да и у Саманты не хватает амбиций упрямо карабкаться на вершину рейтингов. Ее жизнь в Новом Орлеане продолжается, как прежде. Кажется, она даже работу сиделки не бросила.

Это напомнило мне старый фильм «Начало», где героиня Инны Чуриковой, исполнив в кино роль Жанны Д'Арк, потом возвращается в свой провинциальный городок и живет дальше своей жизнью.   

 

Но я не мог воспринимать «Принцессу Шо» с тем же безоговорочным доверием, с каким когда-то воспринимал фильм Глеба Панфилова. Причина не в том, что сегодня я почти на 50 лет старше и доверия к выдумкам у меня поубавилось. Тут другое: «Встречайте Принцессу Шо» — не выдумка, а документальный фильм. Динамика моего восприятия картины была такая. Начнем с того, что я раньше не слыхал ни о Принцессе Шо, ни о Кутимане и начинал смотреть фильм, как говорится, «на голубом глазу». И сначала он мне очень нравился. Для меня это был фильм об одинокой, никому не нужной, затерянной в мире душе, каком-то Чебурашке или Ежике в тумане, который вдруг обретает где-то на другом конце света друга. Я был бы вполне удовлетворен, и вся эта история показалась бы мне гораздо более трогательной, если бы песня Саманты не получила никакой раскрутки, Кутиман не приглашал бы ее в Израиль, и все ограничилось бы их дружбой на расстоянии, как, скажем, у Чайковского с фон Мекк. Тогда бы это был тихий фильм о том, что одинокий человек не должен give it up, терять надежду, потому что где-то на свете обитает некто способный понять тебя, стать твоим другом… надо только найти этого человека.

Можно сказать, это был бы фильм в чеховском духе. А фильм, который получился, — он тоже про то, что не надо терять надежду, но совсем другого рода — надежду на большой успех. Значит, это фильм в современном духе, и раз так, он меня гораздо меньше трогает.               

Кроме того, я ретроспективно ощутил себя одураченным. Ведь режиссер и оператор фильма Идо Хаар снимал документальный фильм о забытой богом и людьми поющей сиделке, когда она уже стала принцессой YouTube. Выходит, ее одинокое пение, и знакомство с людьми на улицах через пение, и печаль по поводу собственной неосуществленности, и ее радость, когда она получает твит от Кутимана etc., etc., — все это неправда. То есть, может быть, это правдивая реконструкция того, что несколько лет назад случилось с Самантой, но все-таки то, что я увидел на экране, — это представление, инсценировка, игра. Значит, «Встречайте принцессу…» — псевдодокументальный фильм. Это меня разочаровало.

Единственное, что является в фильме не реконструкцией правды, а реально заснятой правдой — это финал картины, где Саманта возвратилась в Новый Орлеан к своему «разбитому корыту». Да, ее звездная карьера пока не удалась. Кажется, она по-прежнему работает сиделкой в стариковском приюте. Я вычитал об этом в Интернете. Но она надеется, что все еще впереди.
В ее пении, честно сказать, я не разобрался, это что-то слишком американско-негритянско-балладное для меня. Но Саманта очень симпатичная, и я надеюсь вместе с ней.       

 

Святослав Бакис, специально для «Хадашот»

 

номер газеты: