Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Такое, мягко говоря, необычное для Пакистана идишское имя принял недавно 27-летний уроженец Карачи, еврей по матери, Фейсал Бенхальд. Будучи зарегистрирован как мусульманин, он, тем не менее, считает себя евреем, пытаясь добиться официального признания своей конфессиональной принадлежности. |
В начале прошлого века в Карачи проживало около двух с половиной тысяч евреев, членов общины Бней-Исраэль, говорящих на языке маратхи. В конце 1930-х один из общинных лидеров — Аврахам Реувен — был даже членом муниципалитета.
После ухода британцев и провозглашения Исламской республики евреи стали покидать страну, тем более, что каждая арабо-израильская война сопровождалась в Пакистане антиеврейскими беспорядками. Многие выехали в Индию, откуда переселились в Великобританию или в Израиль. Введение шариата, усиление антисемитских настроений и снос в 1988 году по приказу генерала Зия-уль-Хака единственной синагоги «Маген Шалом» практически свели общину на нет.
И вот на страницах мировых СМИ появляется Фишель, вспоминающий об аромате субботних хал, которые мать выпекала перед каждым шаббатом, о благословениях над свечами, кашруте и прочих элементах традиционного еврейского дома.
Семья мальчика много времени провела за границей, отец Фейсала был инженером-механиком, работавшим в Северной Африке. После смерти родителей подросток жил у дяди, а «еврейский выбор» сделал его белой вороной — с братьями, игнорирующими свое еврейство, Фишель почти не поддерживает отношений.
Перелом произошел после Рош а-Шана в сентябре 2009 года, когда антисемитская пропаганда в Пакистане достигла пика и молодой человек понял, что не может больше скрывать свои еврейские корни.
Как и отец, Фишель избрал профессию инженера и тоже работает по контракту за рубежом — во многом из-за царящего на родине антисемитизма. Впрочем, по завершении контракта в Тунисе, он планирует вернуться в Пакистан и обратиться в Национальный центр регистрации населения с просьбой об изменении вероисповедания на иудейское. Отказ — не самое худшее, что ожидает Бенхальда, ведь если чиновники удовлетворят его просьбу, то Фишель совершит вероотступничество, что карается в Пакистане смертной казнью.
«Это опасно, но, тем не менее, я подам запрос об изменении конфессиональной принадлежности, чтобы получить на него официальный ответ», — говорит Фишель.
Пока же молодой человек пытается спасти то немногое, что осталось от еврейского наследия в Пакистане. Речь идет о приведении в порядок еврейского кладбища в Карачи, ставшего в последние годы прибежищем для наркоманов. Есть в этом и личный интерес, ведь могилы еврейских родственников послужат для властей убедительным доказательством происхождения Фейсала/Фишеля. В перспективе Бенхальд рассчитывает юридически закрепить право на возведение небольшой синагоги, но это непростой и длительный процесс. Как, впрочем, и все, что связано с легализацией еврейской общины в этой стране. Не менее сложны отношения Исламской республики с Израилем, на нормализацию которых надеется Фишель. Пока же в его паспорте указано: «Действителен для всех стран мира, за исключением Израиля»…
Александр Файнштейн