Швеция: как страшно жить

Вначале было слово. Точнее, скандальное интервью вице-председателя Риксдага, депутата от правоконсервативной партии «Шведские демократы» Бьорна Содера, рассуждающего о том, кто является чистокровным шведом. Политик обратился к примеру евреев и саамов, которые, по его мнению, «могут, конечно, быть шведскими гражданами, но не являются шведами до тех пор, пока не ассимилируются».
Бьорн Содер  

Впрочем, Содер поспешил обнадежить соотечественников предположением, что «большинство людей еврейского происхождения, став шведами, забыли о своем еврействе».

Лидер еврейской общины Швеции Лена Познер-Кереси назвала эти высказывания «старым добрым антисемитизмом правых» и призвала со всей серьезностью отнестись к тому, что третья по величине партия страны (получившая на выборах около 13% голосов) позволяет себе подобные выпады в отношении меньшинств.

Отставки вице-спикера потребовали сразу несколько парламентских фракций.  Правда,  товарищ Содера по партии, молодой депутат-еврей Кент Экерот так и не решился осудить партайгеноссе.  Несмотря на то, что Кент не скрывает свое еврейское происхождение (его мама — к тому же наша экс-соотечественница) и известен как убежденный сторонник Израиля, в частности, выступающий против признания Швецией Палестинского государства, на этот раз он не нарушил единство рядов.

Оно и понятно, ведь Экерот считает усилившийся в последние годы антисемитизм импортированной проблемой, возлагая вину на мусульманских мигрантов. Отчасти это правда, но не повод не замечать бревно в своем глазу. Как бы то ни было, согласно исследованию, проведенному ЕС в девяти европейских странах, наибольший страх столкнуться с нетолерантным отношением испытывают евреи Швеции — в этом признались 49% опрошенных. В то же время опрос Антидиффамационной лиги в прошлом году определил Швецию как самую безопасную страну для евреев в Европе, лишь 4% населения которой подвержено антисемитским стереотипам.  Вот и верь после этого социологам.

Участившиеся антисемитские выходки, акты вандализма, намалеванные свастики, агрессивные антиизраильские марши — все это более чем очевидно, особенно в таком городе, как Мальме, из 300 000 населения которого более 80 000 составляют мусульмане.  Но и «шествия в кипе» против антисемитизма, в которых участвуют шведские политики полярных убеждений, тоже проходят в Мальме, да и в других городах страны.

История шведского еврейства насчитывает немногим больше 200 лет, и община, несмотря на послевоенную еврейскую эмиграцию из Восточной Европы, невелика — около 20 000 человек. Правда, среди шведских евреев есть такие громкие имена, как «красный банкир», глава стокгольмского Nya Banken Улоф Ашберг, Юсеф Лейя и Симон Сакс, основавшие в середине позапрошлого века NK, Nordiska Kompaniet — главный универмаг Стокгольма, классик шведского модерна художник Исаак Грюневальд, поэтесса Нелли Закс, разделившая в 1966 году Нобелевскую премию с Агноном.

Почетный ряд может быть продолжен, но… мало кто из потомков этих людей отождествляет себя сегодня со шведским еврейством — Бьорн Содер может быть доволен. И в этом, а даже не в антисемитизме, которому нужно противостоять, — главная угроза будущему еврейской общины Швеции.  

Александр Файнштейн 

рубрика: