Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Вначале было слово. Точнее, скандальное интервью вице-председателя Риксдага, депутата от правоконсервативной партии «Шведские демократы» Бьорна Содера, рассуждающего о том, кто является чистокровным шведом. Политик обратился к примеру евреев и саамов, которые, по его мнению, «могут, конечно, быть шведскими гражданами, но не являются шведами до тех пор, пока не ассимилируются». | |
Бьорн Содер |
Впрочем, Содер поспешил обнадежить соотечественников предположением, что «большинство людей еврейского происхождения, став шведами, забыли о своем еврействе».
Лидер еврейской общины Швеции Лена Познер-Кереси назвала эти высказывания «старым добрым антисемитизмом правых» и призвала со всей серьезностью отнестись к тому, что третья по величине партия страны (получившая на выборах около 13% голосов) позволяет себе подобные выпады в отношении меньшинств.
Отставки вице-спикера потребовали сразу несколько парламентских фракций. Правда, товарищ Содера по партии, молодой депутат-еврей Кент Экерот так и не решился осудить партайгеноссе. Несмотря на то, что Кент не скрывает свое еврейское происхождение (его мама — к тому же наша экс-соотечественница) и известен как убежденный сторонник Израиля, в частности, выступающий против признания Швецией Палестинского государства, на этот раз он не нарушил единство рядов.
Оно и понятно, ведь Экерот считает усилившийся в последние годы антисемитизм импортированной проблемой, возлагая вину на мусульманских мигрантов. Отчасти это правда, но не повод не замечать бревно в своем глазу. Как бы то ни было, согласно исследованию, проведенному ЕС в девяти европейских странах, наибольший страх столкнуться с нетолерантным отношением испытывают евреи Швеции — в этом признались 49% опрошенных. В то же время опрос Антидиффамационной лиги в прошлом году определил Швецию как самую безопасную страну для евреев в Европе, лишь 4% населения которой подвержено антисемитским стереотипам. Вот и верь после этого социологам.
Участившиеся антисемитские выходки, акты вандализма, намалеванные свастики, агрессивные антиизраильские марши — все это более чем очевидно, особенно в таком городе, как Мальме, из 300 000 населения которого более 80 000 составляют мусульмане. Но и «шествия в кипе» против антисемитизма, в которых участвуют шведские политики полярных убеждений, тоже проходят в Мальме, да и в других городах страны.
История шведского еврейства насчитывает немногим больше 200 лет, и община, несмотря на послевоенную еврейскую эмиграцию из Восточной Европы, невелика — около 20 000 человек. Правда, среди шведских евреев есть такие громкие имена, как «красный банкир», глава стокгольмского Nya Banken Улоф Ашберг, Юсеф Лейя и Симон Сакс, основавшие в середине позапрошлого века NK, Nordiska Kompaniet — главный универмаг Стокгольма, классик шведского модерна художник Исаак Грюневальд, поэтесса Нелли Закс, разделившая в 1966 году Нобелевскую премию с Агноном.
Почетный ряд может быть продолжен, но… мало кто из потомков этих людей отождествляет себя сегодня со шведским еврейством — Бьорн Содер может быть доволен. И в этом, а даже не в антисемитизме, которому нужно противостоять, — главная угроза будущему еврейской общины Швеции.
Александр Файнштейн