New Republic и закат американских евреев

Недавно распалась редакция журнала New Republic, в которой я когда-то работал. Владелец уволил двух ведущих редакторов и большинство старых сотрудников. Даже если название сохранится, у издания больше не будет ничего общего с воинственным еженедельником, основанным Уолтером Липпманом и несколькими интеллектуалами около ста лет назад.

Это важное событие не только для американской журналистики, но и для американских евреев, потому что New Republic в течение последних сорока лет был еврейским еженедельником. Да, в журнале всегда работали евреи, к тому же его основал ассимилированный еврей из Германии Уолтер Липпман. Но только когда в 1974 году владельцем New Republic стал Мартин Перец, журнал начал открыто демонстрировать свой еврейский характер. Издание было уникальным в своем роде — влиятельный политический еженедельник либеральной направленности, который очевидным образом отражал чувства и настроения еврейской общины.

Перец был убежденным сионистом, и защита еврейского государства стала одной из главных задач журнала. Но и после того, как в 2010 году Перец ушел с поста главного редактора, еврейский характер New Republic сохранился. Под руководством литературного редактора Леона Визелтира он остался важным фактором анализа проблем еврейской истории и культуры. Я помню, как Визелтир просил писателей присылать на рецензии свои книги до начала нового месяца по еврейскому календарю. «Так поступал Малкольм Коули», — говорил он. Намек был очевиден, Коули занимал пост литературного редактора издания в 1930-х годах, когда евреи еще считались аутсайдерами в США. Его преемник был выпускником йешивы из Флэтбуша.

Американские евреи процветают. Действительно, мы добились многого и приобрели большой вес в американской журналистике. Евреи занимают редакторские посты в New York Times Review of Books, New Yorker, Weekly Standard, Foreign Affairs, Politico, а также ведут колонки в New York Times и Washington Post.

Но долго это продолжаться не будет. Хотя увольнение Визелтира и редактора Франклина Фойера не связано с их этническим происхождением, отход от традиционной еврейской направленности New Republic свидетельствует об ослаблении влияния еврейской культуры на интеллектуальную жизнь США. Одной из причин стала ассимиляция. Доля смешанных браков среди американских евреев превысила 70%, и понятие еврейской идентичности становится все менее определенным.

Через несколько десятков лет среди журналистов очень многие будут иметь еврейские корни, но для них это ничего не будет значить. Этническое происхождение никак не скажется на их работе, как не сказывается оно на подходе их коллег, потомков выходцев из Италии или Ирландии.

Одним из последствий станет снижение интереса к Израилю. Самые известные еврейские журналисты в возрасте от 40 до 60 лет, такие, как Визелтир, Томас Фридман, Джеффри Голдберг, Чарльз Краутхаммер, Дэвид Ремник, Роджер Коэн, Уильям Кристол, Дженнифер Рубин, немало пишут об Израиле. Журналисты помоложе — Эзра Кляйн, Мэтью Иглесиас, Бен Смит, Дана Гольдстейн, Спенсер Акерман — уделяют израильской тематике гораздо меньше внимания.

Другая причина, ослабляющая влияние еврейских журналистов, связана с демографией. За минувшие десятилетия доля евреев в населении США сократилась, а процент  латиноамериканцев и азиатов резко вырос. Количество пока не переросло в качество, но авторы из Юго-Восточной Азии, иммигранты или их дети, прекрасно владеющие английским языком, уже достаточно популярны. Индия и Китай набирают силу, США укрепляют связи с ними за счет ослабления контактов с Европой и Ближним Востоком, и к тем, кто разбирается в индийской и китайской проблематике, относятся все с большим вниманием и уважением.  Сегодня среди 11 колумнистов New York Times четыре еврея и ни одного азиата или латиноамериканца, но скоро это изменится.

В США так было всегда. На момент основания New Republic евреи были на подъеме — как с точки зрения демографии, так и роста влияния. Сейчас мы вступаем в период упадка. Это естественный процесс для страны, открытой для иммигрантов самого разного происхождения и позволяющей им отказаться от культурно-религиозного наследия, если они хотят этого.

Когда я начал работать в New Republic, то буквально наслаждался возможностью сочетать еврейство с работой. После двух лет в Оксфорде, где иудаизм лучше держать при себе, я почувствовал, что могу, наконец, дышать свободно. Мне грустно, что в ближайшие десятилетия американские журналисты-евреи лишатся этого опыта, да и, возможно, не будут в нем нуждаться. С другой стороны, я улыбаюсь, когда представляю, как сегодня редактор New York Times, New Yorker и даже New Republic говорит, что ему нужно получить статью перед китайским Новым годом, Ид аль-Фитром или «Днем Мертвых».

Питер Бейнарт, «Гаарец»

Автор популярный политический журналист, колумнист Time и The New York Times, известен либеральными взглядами и критикой политики Израиля на Западном берегу, при этом соблюдает кашрут и является прихожанином ортодоксальной синагоги    

рубрика: