Ки таво: тайны «белых воротничков», или чем опасна «интеллигентная» преступность

Когда у совести нет власти, от власти совести не жди
Народная мудрость
Возникновение словосочетания «белый воротничок» приписывается американскому писателю Эптону Синклеру, который так образно называл клерков, администраторов и управленцев в 1930-е годы. Дело в том, что на протяжении многих десятилетий клерки в Европе и Америке почти всегда были одеты в белые рубашки с воротничком, причём наиболее распространены были съёмные воротнички, производившиеся в огромных количествах.

Отцом термина «преступления белых воротничков» считают криминолога Эдвина Сатерленда, намекавшего на преступления, совершаемые представителями зажиточных слоев общества. Это уклонение от уплаты налогов, незаконные сделки с продажей имущества, мошеннические комбинации с ценными бумагами и земельными участками, растрата и присвоение чужих средств и многое многое другое.

Чем же опасна преступность такого рода? Хотя представители бедных слоев населения составляют львиную долю заключенных, преступления людей обеспеченных и облеченных властью намного опаснее, а их последствия гораздо масштабнее, чем правонарушения бедняков.    

Суммы ущерба от преступлений «белых воротничков» (в том числе уклонение от уплаты налогов, мошеннические сделки с ценными бумагами, незаконная торговля лекарствами и медицинскими услугами, махинации с ремонтом жилого фонда и автомобилей) приблизительно в сорок раз превышают ущерб от традиционных преступлений против собственности (грабежи, квартирные кражи, подделка документов, похищение автомобилей).

Порой преступления «белых воротничков» не так впечатляют, как убийства или грабительские нападения, но, например, умышленное нарушение правил приготовления лекарств, экологических норм или правил безопасности на производстве могут привести к увечью, а то и смерти не одного, а десятков или даже тысяч людей.

  Эптон Синклер   Эдвин Сатерленд 

И если в современном обществе о правонарушениях «белых воротничков» заговорили лишь со второй половины XX века, то Тора предостерегала от подобных преступлений на несколько тысяч лет раньше.

В недельной главе Ки таво Всевышний велит через своего пророка произносить проклятия на горе Эйваль.

Проклят передвигающий межу ближнего своего! (Ки таво 27:17).

Поскольку границы между земельными наделами обозначали, как правило, каменными оградами, то даже физически передвинуть межу не так легко. Мудрецы Талмуда рассматривают этот закон не только как непосредственный запрет, но и элемент морально-нравственного учения. Комментаторы пишут, что под словами «межа ближнего» следует понимать права и достоинство каждого еврея. А кто может причинить ущерб правам и достоинствам? Лишь человек авторитетный или обличённый властью, то есть «белый воротничок».

Проклят сбивающий слепого с пути! (Ки таво 27:18)

Под слепым имеется в виду человек, нарушающий законы из-за того, что они были ему неправильно разъяснены. А кто может разъяснять законы и правила? Всё тот же «белый воротничок».

Проклят искажающий закон для пришельца, сироты и вдовы! (Ки таво 27:19)

Тора хорошо знакома с постоянным соблазном людей, наделенных властью, который часто побеждает стремление к справедливости. Этот враг честности — желание встать на сторону сильного и влиятельного, даже если ты не ждешь сиюминутного вознаграждения. Во многих случаях этот соблазн одерживает победу незаметно.

Проклят убивающий ближнего своего тайно! (Ки таво 27:24)

Раши относит это проклятие к тем, кто совершает преступление своими речами и наносит ущерб ближним, раскрывая окружающим их дурные стороны. А кого будут слушать люди? Человека авторитетного …

Проклят берущий мзду, чтобы погубить человека, пролить кровь невинного! (Ки таво 27:25)

Это проклятие относится не к наёмным убийцам, а к тем, кто вершит закон и правосудие.

Если эти заповеди были даны так давно, почему же до сих пор процветает «беловоротничковая преступность»? Да потому, что люди не уделили им должного внимания, как и другим сбывшимся предостережениям Всевышнего, приведённым в этой главе.

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»