Итро: "Не возжелай", или кое-что о люмпенах


«Моисей советуется с Итро», худ. Ян ван Герритс, 1659

Не вмешивайся в свои дела, если поручил их заместителю.
Виктор Коняхин

Глава «Итро» посвящена подготовке народа Израиля к получению законов. И начинается она с реформы управления и судопроизводства. Ведь без нормально функционирующей законодательной системы даже самый лучший закон не будет работать — и ни о какой экономической деятельности не может быть и речи.

Итак, в начале главы нам демонстрируют систему управления еврейского общества. Как она работает? Малоэффективно!

Опытный руководитель молодому:
— Хреново, ты, Вася, руководишь.
— А что не так?
— Да у тебя вид уставший, а у подчиненных довольный. А должно быть наоборот…

Подобно герою анекдота, Моисей с утра до ночи изводит себя, разрешая споры между людьми, те же утомительно долгие часы ждут зачастую простого решения.

Что делать в такой ситуации? Реформировать систему. Но как? Итро дает зятю простой совет: разделить полномочия! То есть, Моисей должен определять стратегическую линию, а суд на местах должны вершить его наместники: «Будь ты для народа посредником Всевышнего, и представляй ты дела Всевышнему, а им объясняй законы и наставления, и указывай путь, по которому им идти, и дела, которые им делать. Ты же выбери из всего народа людей способных, богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над народом главами тысяч, главами сотен, главами пятидесяти и главами десяти. И пусть судят они народ во всякое время; и …всякое дело важное донесут они тебе, всякое же дело малое судить будут сами, и будет тебе легче» (Итро: 19-22).

«Моисей получает скрижали», худ. М.Шагал

В общем-то, это первая в истории консультация независимого эксперта по реформированию организации. Почему на эту роль выбран Итро — лидер мидианитян? Потому, что ни с кем другим пророк консультироваться не стал бы.  Своего тестя он знал как человека умного, справедливого и желающего ему только добра. И что немаловажно, имеющего опыт практического руководства, которого так не хватает Моисею.

Заблудился человек в лесу, присел на пень возле ручья. Вдруг видит, что из леса выходит другой путник, к которому наш герой решил обратиться:
— Не подскажете, где я нахожусь?
— Вы сидите на пне, в лесу, на берегу ручья.
— Вы должно быть, бизнес-консультант! — сказал заблудившийся.
— Ого! Как вы догадались? — удивился прохожий.
— Ваш ответ технически правилен, но абсолютно бесполезен, ведь я так до сих пор и не знаю, как выйти к своей машине.
— А-а-а, тогда вы, должно быть, президент крупной компании! — улыбнулся консультант.
— Точно! А откуда вы узнали?
— Вы прекрасно видите, где находитесь, и все же не знаете, где это и куда двигаться дальше. Реально вы находитесь в том же положении, что и до нашей с вами встречи, но теперь вашу проблему вы превратили в мою ошибку!

И как же мудрец Моисей сам до этого не додумался?

На самом деле додумался бы со временем, но для того, чтобы ускорить процесс, Всевышний и привел Итро в лагерь евреев. Пророк на тот момент, подобно руководителю из анекдота, прекрасно знал, где находится, но слабо представлял, что делать дальше. И, что самое главное, никто из людей, которым он доверял (Иисус Навин, Аарон), не могли ему дать толковый совет в данной ситуации. Почему? Потому что весь народ Израиля, включая лидеров, переживал исключительные события: чудеса Всевышнего, десять египетских казней, переход Красного моря, гибель египетской армии и прочая, и прочая. Но вот пришло время для рутинной, повседневной работы (в том числе реформы судопроизводства и управления), а евреи пребывали под впечатлением от пережитых чудес. Эмоционально они еще находились в окружении «облачного столпа», с помощью которого Всевышний их защищал, и не могли адекватно оценить действительность и двигаться дальше.


«Облачный столп» защищает евреев при переходе через Иордан», худ. Б.Вест, 1800

Итро же, как консультант из анекдота, сразу правильно оценил ситуацию. Имея большой практический опыт повседневного руководства, он не пользовался услугами «облачного столпа»,  рутинно управляя жизнью мидианитян.

В повседневной жизни мы тоже нередко оказываемся в окружении «облачного столпа» — жизнь с минусом на счету, ссуды для того, чтобы этот минус закрыть, покупки товаров в кредит, которые этот минус увеличивают, разговоры с друзьями, после чего человек убеждается, что «все так живут», — этот самый «столп» и создают.

Чему нас это учит? Иногда нужно мысленно выйти из этого «столпа», приготовить крепкий кофе, созвать семейный совет и обсудить реальное финансовое положение: долги, платежи по ссудам и т.д. И может быть, если положение действительно катастрофично, стоит, подобно Моисею, получить консультацию независимого эксперта.

Далее мы читаем о десяти речениях, на основе которых будут созданы законы. Какая же заповедь из этой десятки кажется вам наиболее правильной и интересной? Лично я голосую за последнюю в списке: «Не возжелай!». Или: «Не домогайся дома ближнего твоего; не домогайся жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Шемот: 17)».
В переводе на современный язык: не пожелай заполучить его роскошную квартиру, ослепительную жену, престижную работу, дорогую спортивную машину и все остальное, что у него есть. В самом деле, Он это что, серьезно? Мы же не ангелы — это же Он нас создал такими!

Одно дело не красть вещь, но даже не желать ее?

Как ни странно — да! Всевышний говорит это вполне серьезно, отнюдь не считая людей ангелами, рассчитывая, что мы примем это автоматически, а уж потом своим умом дойдем до сути.

Но в чем же смысл строжайшего запрета на черную зависть к благополучию соседа? Этим Всевышний пытается предотвратить чудовищное явление, в прошлом не раз приводившее к гибели целых стран и сохранившееся до наших дней — люмпенизацию!

Богатый русский язык оказался чрезвычайно беден на слова, обозначающие социальные низы, отребье и людей, потерявших человеческий облик. Поэтому великому и могучему пришлось заимствовать подобные термины из других языков: так из польского пришло слово bydlo, а из немецкого lumpen.

Люмпен происходит от немецкого lumpen — «лохмотья». Впервые это понятие было введено никем иным, как Карлом Марксом. Так он называл низшие слои пролетариата. Потом люмпенами стали величать так называемый деклассированный элемент. То есть, нищие, бродяги, бомжи и просто опустившиеся люди смело могут именоваться люмпенами.

Но Всевышний предостерегает свой народ не против бедных и обездоленных. Люмпеном и босяком может быть и человек вполне обеспеченный, но, тем не менее, исповедующий религию общественного иждивенца, падкий до халявы, претендующий без всяких на то оснований на ломоть побольше и люто завидующий всякому, кто в чем-то преуспел больше него. Вам наверняка приходилось слышать, как кто-то с придыханием рассуждает: «А вот в Саудовской Аравии всем гражданам при рождении ложится много тысяч долларов на специальный счет. И каждый получает свою долю от продажи нефти. А у нас…». Обычно после этого собеседник сокрушенно машет рукой.

Можно сказать ему, что граждан в Саудовской Аравии — примерно половина населения. А вторая половина — гастарбайтеры, работающие за нищенские деньги и живущие хуже собак. Важнее другое. Причины бедности не в отсутствии справедливого раздела нефтяной ренты.

Они в психологии. Ведь о чем печалится и мечтает сей индивид? О том, что хорошо бы, чтобы платили ему деньги за сам факт рождения. И чтобы делать при этом ничего не надо было. Услышав такого человека, вы можете заявить во весь голос — да ведь это же психология люмпена, и будете совершенно правы.

Кому в мире деньги дают просто так, за ничегонеделанье? Помимо бедуинов это жители гетто, гарлемская беднота. Пособия небольшие, но жить можно. Только они справедливо считаются окружающими паразитами и изгоями. В такой среде традиционно высока преступность, наркомания и прочие социальные пороки. Потому что безделье именно это и предполагает.

Не надо забывать, что Всевышний в тот момент имел дело с только что освободившимися рабами. Готовыми немедленно удовлетворить спрос на холуйство и угодливость, но еще не готовыми ничего произвести, поэтому ждущих подачек от Всевышнего. Чтобы не допустить возникновения психологии человека, ждущего подачки и вэлфера, для которого халява — предел мечтаний и жизненный ориентир, Всевышний и вводит строжайший запрет на патологическую зависть.

Люмпенство — это понятие, отражающее социально-психологическое состояние общества. Специфическое положение этого класса приводит к тому, что основной его интерес оказывается не в сфере производства, а в сфере распределения. Этот социальный тип известен давно. Еще городская беднота Древнего Рима требовала не работы, а «хлеба и зрелищ».

Характерными чертами люмпенского сознания являются презрительное, а то и враждебное отношение к труженику, личности и таланту, к любым формам собственности, ценно­стям культуры, нравственности и патриотизма. Социальный идеал люмпенства — казарменный коммунизм с его жесткой и мелочной регламентацией всех сторон жизнедеятельности и уравнительным распределением. Здесь стремятся не бедных сделать богатыми, а богатых превратить в бедных, уравнять всех в материальной и духовной нищете. Отрицается все, что может способствовать конкурентоспособности, раскрытию человеческих сил и возможностей.


«Не возжелай», худ. Л. Бракер, 1925

Почти все люмпены «выбирают сердцем», всегда ищут «сильную руку» и легко поддаются телезомбированию. Среди них сильна ностальгия по Советскому Союзу — именно по «совку» как стилю жизни. Для них Путин — это не просто президент России, а мистическая, архетипическая, иногда даже религиозная фигура «Отца». Люмпены мечтают о «стабильности» и «защищенности», даже если за это надо заплатить собственным достоинством. Почти все они — патерналисты и любители халявы, всегда выбирают «рыбу», а не «удочку».

Есть один совет, делающий трудную заповедь «Не возжелай» более легкой для исполнения. Писание говорит, что если ты случайно бросишь завистливый взгляд за соседский забор, не забудь оценить и картину в целом. Большинство из нас считают, что в чужом дворе трава зеленее. Но лишь на первый взгляд. У соседа успешный бизнес — это правда. Но все ли в порядке со здоровьем? Его жена всегда потрясающе выглядит, когда они вместе выходят в свет, но такое ли уж удовольствие жить с ней? Многие ли получают все и сразу?
Всевышний дает нам ценный совет. Будьте достаточно мудры, чтобы смотреть на всю картину в целом. Потому что тогда эта трудная заповедь становится более легкой. Завидовать тому, что есть у других людей, не только грешно, но и глупо. Потому, что жизнь — это комплексный набор.

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»