Армия, защищающая общество, или общество, защищающее армию?

21 декабря 2012 года новоизбранный лидер Национально-религиозной партии «Еврейский дом» Нафтали Беннет заявил, что если он когда-либо получит приказ о выселении евреев из их домов, то будет просить командира освободить его от занимаемой должности. «Извините, я не могу войти в дом еврея и выселить его», — подчеркнул Беннет, добавив, что готов отбывать тюремный срок за неповиновение. 

Идет выселение Оз-Цион    

Для Израиля, где, несмотря на травму «размежевания» в августе 2005 года, «этос безопасности» остается остовом «гражданской религии», эти слова лидера существующей более столетия партии никак не назовешь обыденными, и уже назавтра политик был  вынужден оправдываться. «22 года я служу в ЦАХАЛе как солдат и как командир, — напомнил этот 40-летний сын уроженцев США.

— Я принимал участие в различных военных операциях — как известных широкой публике, так и неизвестных. И я еще раз повторяю, что не призывал не подчиняться приказам». «Ликвидация арабского или еврейского поселения наносит серьезный удар по основным правам человека и ставит солдат перед выбором между общечеловеческими ценностями и необходимостью выполнения приказа. Я надеюсь и молюсь, чтобы такой приказ больше никогда не был отдан», — отметил Беннет, подчеркнув при этом, что солдат обязан подчиняться командирам.  

Начинающего политика (Беннет никогда не был членом Кнессета) сразу обвинили в непоследовательности, и дискуссия, казалось, сошла на нет, вновь подтвердив статус израильской армии как почти сакральной структуры, однако спустя неделю отвлеченные разговоры неожиданно материализовались.

28 декабря около двухсот молодых людей собрались на территории предназначенного под снос форпоста Оз-Цион возле поселения Бейт-Эль к северу от Рамаллы.  Военнослужащих, прибывших для ликвидации самовольно воздвигнутого форпоста,  поселенцы начали забрасывать камнями. Пятеро пограничников получили легкие ранения, двое молодых людей, участвовавших в беспорядках, были арестованы. Глава парламентской коалиции Зеев Элькин обратился к координатору действий правительства в Иудее и Самарии генерал-майору Эйтану Данготу с просьбой отложить эвакуацию форпоста Оз-Цион до исхода субботы. Район был объявлен закрытой военной зоной, так что приезд туда поселенческой молодежи был незаконным. Тем не менее Элькин убедил Дангота оставить поселенцев в покое, «раз они уже там». В результате пограничники отступили. Против эвакуации форпоста, которая сопровождалась бы нарушением субботы, выступил и Беннет. В итоге командир бригады полковник Йоси Пинто заключил соглашение с раввином Кирьят-Арбы и Хеврона Довом Лиором о том, что если молодым людям позволят провести субботу в Оз-Ционе, они добровольно покинут форпост и не будут противодействовать сносу. Молодые поселенцы отметили субботу в форпосте, после чего уже не препятствовали сносу незаконно возведенных строений, тем более, что сносили их уже в пятый или шестой раз.

После этого экс-министр иностранных дел Ципи Ливни обрушилась с критикой на Нафтали Беннета. По ее словам, сходка десятков протестующих на территории предназначенного под снос форпоста была политической провокацией, организованной лидером «Еврейского дома» и стоящими за ним «раввинами-экстремистами». «Они намеренно привели людей — ради конфликта с ЦАХАЛом и провоцируя неповиновение солдат приказам», — заявила Ципи Ливни. Ей вторил и бывший начальник Генштаба и министр обороны Шауль Мофаз, подчеркнувший, что правый экстремизм «стимулирует  насилие против солдат ЦАХАЛа».

В этой связи имеет смысл напомнить, что израильская армия столкнулась с идеологическим сопротивлением не впервые. Фактически на всем протяжении истории ЦАХАЛ был ареной борьбы за реализацию общественно-политических идеалов со стороны как правых, так и левых радикалов.

На заре существования государства группа под названием «Интернационал противников войны — Израильское отделение», основанная в 1947 году, насчитывала не многим более пятидесяти членов. Поскольку израильский  закон не позволяет мужчинам отказаться от призыва на основе собственных убеждений, активисты движения, как правило, подвергались уголовному преследованию: Йосефа Абилеа судили за уклонение от призыва в 1948 году, Шалома Замира — в  1949-м, Амнона Зихрони — в 1954-м, Биньямина Гота — в 1957-м. Аргументы участников антивоенной группы обычно не принимались в расчет, за исключением двух случаев: лишь Тома Шик и Аарон Авиад получили в 1958 году право проходить альтернативную гражданскую службу вне армейских структур. В то время пацифисты и антимилитаристы не находили практически никакой поддержки в израильском обществе.

Шестидневная война (1967 год), в результате которой под контролем Израиля оказались Западный берег реки Иордан и сектор Газа, существенным образом изменила характер деятельности антимилитаристских движений. Если членов «Интернационала противников войны» можно назвать пацифистами, то активисты таких групп, как «Движение за мир и безопасность», «Мацпен», «Сиах» или «Шалом ахшав», созданных в 1968-1978 годах, таковыми не являлись. Их протест против действий ЦАХАЛа носил не пацифистский, а политико-идеологический характер. Позиция активистов леворадикальных движений того времени состояла не в отказе от службы вообще, а в отказе от службы в армии, которую они считали оккупационной, выполняющей на контролируемых территориях репрессивные полицейские функции в отношении другого народа.

Поворотным событием стала начавшаяся в июне 1982 года и длившаяся три долгих года Первая Ливанская война, во время которой не только резко усилились антивоенные настроения, но и наметился раскол внутри самого ЦАХАЛа.  Впервые в истории Израиля  армия вела бои на фоне растущего общественного недовольства войной. Особое значение имели голоса протеста, исходившие изнутри самой армии. Уже в июле 1982-го трое офицеров подписали открытое письмо премьер-министру, выразив свое несогласие с вторжением а Бейрут; в декабре того же года Амрам Мицна, возглавлявший тогда Академию Армии обороны Израиля, ушел в отставку в знак протеста против продолжения боевых действий. В тот же период демобилизованные воины создали группу «Солдаты против молчания», требуя отставки Ариэля Шарона с поста министра обороны и немедленного прекращения войны. Действия ЦАХАЛа они называли аморальными, а заявления пресс-службы армии — лживыми. Акция протеста движения «Мир сейчас» прошла 26 июня 1982 года под лозунгами «Чего ради мы убиваем? Чего ради нас убивают?». Именно во время первой войны в Ливане невиданный размах приобрело движение отказа от службы по моральным соображениям: 143-х резервистов левых взглядов судили за отказ присоединиться к своим подразделениям, участвовавшим в Ливанской войне.

Позднее еще 190 резервистов были осуждены за отказ служить на Западном берегу и в секторе Газа в годы первой интифады (с 1987 по 1993 г.). В интервью, взятых у солдат, нашел отражение серьезный внутренний конфликт между их воинским долгом и моральными ценностями. Палестинское восстание серьезным образом изменило ситуацию, в которой теперь предстояло действовать ЦАХАЛу  на контролируемых территориях, и спровоцировало обострение дебатов внутри израильского общества.

Организация «Еш гвуль» («Есть предел») стала рупором общественного недовольства политикой правительства в дни Первой Ливанской войны, а затем и интифады. Изначально группа была создана для поддержки тех, кто отказывался принимать участие в боевых действиях. Под «пределом» понимался отказ от службы в армии, если, по мнению активистов, боевые действия велись не во имя обороны страны, а на чужой территории с иными целями. Около двух тысяч солдат и офицеров подписали обращение группы. Одним из главных достижений «Еш гвуль» стал психологический эффект: с одной стороны, высшее руководство страны впервые увидело, что общество не готово принять любой политический курс; с другой — генералитет осознал, что успех кампании зависит не только от тактики и стратегии, но и от мотивации и лояльности солдат. Еще одним важным фактором стала популяризация идеи, что, в случае конфликта между военным приказом и моральными ценностями, приоритет имеют последние.

Через четырнадцать лет, в мае 1997 года, группа женщин учредила  движение «Арба имаот» («Четыре матери» — аллюзия к четырем библейским праматерям еврейского народа), начав кампанию за полный вывод израильской армии с территории Южного Ливана. Эта группа стала одним из нескольких движений наряду с «Бат шалом» («Дочь мира») и «Нашим бе шахор» («Женщины в черном»), объединявших матерей, чьи дети служили или погибли в Ливане.  

Большинство членов вышеупомянутых левых движений с энтузиазмом восприняли подписание соглашения между Израилем и ООП в 1993 году. Однако и некоторые израильтяне, выступавшие против курса левого правительства (а с 1993 года коалицию Ицхака Рабина поддерживали только 51% депутатов Кнессета), пересмотрели свое традиционное отношение к армии, базировавшееся на аксиоме беззаветной преданности. В середине 1990-х годов идея сознательного гражданского неповиновения стала частью политической философии и израильских крайне правых. Новатором в данной области, впервые интегрировавшим теорию гражданского неповиновения в стратегию и тактику действий правых радикалов, стал адвокат Эльяким Хаэцни. В своих статьях он предостерегал, что поселенцы откажутся покидать свои дома, какое бы соглашение правительство Израиля ни заключило с палестинцами. Инициатива сознательного отказа от военной службы возникла на правом фланге в рамках группы «Хай ве каям», которую основал Йехуда Эцион в 1980-е годы. В ноябре 1993 года одиннадцать членов группы во главе с лейтенантом резерва Мордехаем Карпелем подписали открытое письмо премьер-министру, где заявили о своем нежелании служить в армии, выполняющей приказы, которые ставят под угрозу будущее поселений в Иудее и Самарии. В августе 2005 года правительство Шарона смогло вывести израильские силы и поселенцев из сектора Газа и Северной Самарии, но 24 солдата и младших офицера, принадлежащих к религиозно-сионистскому лагерю, отказались принимать участие в подготовке и реализации т.н. «программы размежевания». Это отчетливо продемонстрировало, что и в праворадикальных кругах служба в армии все больше воспринимается не как «святая почетная обязанность», а как «площадка для диалога» с политическим руководством страны.

Следует напомнить и о том, что в 1995 году в Управлении личного состава ЦАХАЛа была создана комиссия по рассмотрению обращений молодых людей, отказывавшихся служить в армии по пацифистским и идеологическим соображениям. Автор этих строк был гостем этой комиссии в первый день ее работы. Среди тех, чьи обращения рассматривала эта комиссия, был и племянник супруги нынешнего премьер-министра Израиля Йонатан Бен-Арци, неоднократно судимый в 2002-2006 гг. за отказ от службы в армии.

Рост активности общественных групп как «левого», так и «правого» толка  свидетельствует о том, что Израиль все дальше отходит от модели общества, объединяющегося вокруг своей армии. Период безоговорочной лояльности граждан ЦАХАЛу ушел в прошлое. Нафтали Беннету не стоило дезавуировать свои слова и не стоило их стесняться. Не общество должно стоять на страже интересов вооруженных сил, а вооруженные силы — на страже интересов общества.

Алек Д. Эпштейн, специально для «Хадашот»

автор материала: