Снова эхом отзывается в памяти: Бабий Яр…

Снова эхом отзывается в памяти: Бабий Яр…

История, как всегда, ничему не учит – сегодня (конец Марта 2016 года) Международный трибунал в Гааге осудил Караджича за массовые убийства мусульман в Боснии. В Сребренице сербы убивали мусульман только за то, что они мусульмане. Так когда-то было и в Бабьем Яру – немцы убивали евреев только за то, что они евреи. На постсоветском пространстве почти не говорят о Караджиче. У этого напускного безразличия есть свои причины и своя традиция – в советские времена о Бабьем Яре тоже не принято было говорить, а слово «еврей» в официальном языке вообще не существовало.

Часть 1. Немцы в Киеве

Фотографии этой части получены мной от Израильского музея Яд-ва-Шем в 1979 году. Тогда все они находились в папке (в сумке) неразобранных и неклассифицированных документов. Поэтому у этих фотографий мои номера, а не архивные номера Яд-ва-Шема. Классифицированы ли они сегодня? – не знаю (не думаю). Работая в архивной библиотеке Яд-ва-Шема в 2011 году, я этих фотографий не нашёл. По-моему, это очень интересные документы, и мне бы очень хотелось восстановить их архивную ценность.

Часть 2. Бабий Яр после войны

Конец 50-х гг. и Куреневская трагедия.

Часть 3. Выставка памятников, 1965 год

В сентябре 1965 года был объявлен (и проведен) закрытый конкурс памятников одновременно для двух мест – в Бабьем Яру и на месте лагеря военнопленных в Дарнице.

Часть 4. Митинги 1966 г.

Целью данной публикации является попытка как можно более подробно и добросовестно задокументировать зафиксированные в кадре события. Публике предлагается, прежде всего, опознать и назвать тех, кого ещё можно узнать на снимке. А также, по возможности, восстановить место и время события, авторство фотографирующих и условия съёмки. Там, где эти данные уже имеются, они указаны в подписи к соответствующему снимку.
Общий комментарий ко всем снимкам можно найти (как это предлагалось и в предыдущей публикации) здесь.

Часть 5. Бабий Яр – по-советски, по умолчанию


Митинги сентября 1966 г. были для советской власти полнейшей неожиданностью, но, очевидно,произвели на неё огромное впечатление: 1 октября 1966 г. Первый секретарь Киевского горкома партии Ботвин пишет подробный отчёт о митинге Первому секретарю ЦК Компартии Украины Шелесту, 12 октября специальное заседание Киевского горкома партии собирается для обсуждения этого события. Между этими датами Шелест отправляет отчёт о митинге в Москву, в ЦК КПСС. Сразу же после всех этих действий, у дороги, ведущей через замытый Бабий Яр на Сырец, кто-то тайно и без лишнего шума устанавливает памятный камень «Тут будет сооружён памятник советским людям…»

Часть 6. Бабий Яр – форпост сионизма


Уже с самого своего начала, с первых дней своего существования, движение еврейского национального возрождения (во всех его формах, включая, разумеется, и Бабий Яр) находилось под неусыпным надзором советских (милиция, КГБ) и партийных (ЦК КПСС и ЦК КПУ) органов – ниже уровнем инстанции нами не занимались. Сначала, всё происходящее в Бабьем Яру, они понимали как действия «еврейских националистов с целью разжигания националистических тенденций среди еврейского населения города Киева»(доклад Шелеста в Москву в 1966 г). Но в 1970 г. Андропов уже знал (и докладывал об этом ЦК) что: «Под воздействием сионистской и антикоммунистической пропаганды из-за рубежа среди советских евреев,зараженных национализмом, наблюдается тенденция к объединению и антисоветским выступлениям под прикрытием борьбы за “пробуждение национального самосознания” и “развитие еврейской культуры”... В 1969-1970 гг. шёл процесс постепенного объединения нелегальных сионистских групп и организаций, возникших в различных районах страны, в подпольную партию сионистов...» (подробнее об этом здесь).

Таким образом, Бабий Яр медленно, но неуклонно, становился местом противостояния советской власти и сионистских устремлений еврейского национального возрождения.

Часть 7. Бабий Яр в Израиле


Борьба за память о Бабьем Яре, за своё национальное достоинство, за еврейское национальное возрождение оказалась не столь уж безнадёжной – в марте 1971 г железный занавес чуть-чуть приподнялся, и тонкий ручеек еврейской эмиграции вдруг заструился в Израиль. Мы уходили из Советского Союза навсегда. Мы оставляли за собой Бабий Яр и всё, что было с ним связано. Но, уходя, мы уносили с сбой нашу память о Бабьем Яре. Он оставался с нами, потому что отделить его от нашей судьбы было уже не возможно. 

Часть 8. Бабий Яр: отсюда – и в вечность


Готовясь к своей первой церемонии памяти Бабьего Яра в Израиле, мы решили, что тут, в Израиле, наши памятные церемонии должны начинаться с молитвы. Что читать и как читать? – по своему абсолютному невежеству, мы, конечно, не знали. Поэтому решено было обратиться к специалистам – в 1974 году кроме кибуцев-первопроходцев на Голанах было уже несколько религиозных поселений (Рамат Магшимим, Нов, Хиспин). Туда-то мы и обратились. И нам не отказали. 

Подписка на RSS - Снова эхом отзывается в памяти: Бабий Яр…