Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
История, как всегда, ничему не учит – сегодня (конец марта 2016 года) Международный трибунал в Гааге осудил Караджича за массовые убийства мусульман в Боснии. В Сребренице сербы убивали мусульман только за то, что они мусульмане. Так когда-то было и в Бабьем Яру – немцы убивали евреев только за то, что они евреи. На постсоветском пространстве почти не говорят о Караджиче. У этого напускного безразличия есть свои причины и своя традиция – в советские времена о Бабьем Яре тоже не принято было говорить, а слово «еврей» в официальном языке вообще не существовало.
Когда стало можно, все вдруг заговорили. И теперь вы можете услышать такое, что трудно даже представить себе, как такое возможно.
Когда-то, в 2011 году, я уже писал об этом (смотрите мою статью «Бабий Яр – или повесть о том, как в народ превращалось строптивое племя» ; её можно найти в архиве Московского фонда Холокост здесь).
Однако, как говорится, не в коня корм – в 2015 году, к очередной годовщине Бабьего Яра, киевское агентство iPress.ua опубликовало ещё одну порцию фальшивок, приуроченных к памятной дате (которая потом была перепечатана и размножена по всему миру массой других информационных агентств и издательств): найти информацию можно здесь.
Бороться с этим, возражать, взывать к благоразумию – бесполезно. Я пробовал – никто даже внимания не обращает, не реагируют, не считают нужным. Каждый делает всё, что ему в голову взбредёт. В Бабьем Яру установлено сегодня уже 25 памятников – это вовсе не говорит о глубине со переживания или всколыхнувшихся чувств, о многомерности или безмерности памяти их устроителей.
Каждый делает всё, что ему в голову взбредёт. В Бабьем Яру установлено сегодня уже 25 памятников – это вовсе не говорит о глубине со переживания или всколыхнувшихся чувств, о многомерности или безмерности памяти их устроителей.
Бабий Яр – это, прежде всего, еврейская могила. Как каждая братская могила, Бабий Яр это часть еврейской истории, часть еврейского национального самосознания. Вот почему, когда на пост-сталинском советском пространстве стало вновь оживать еврейское самосознание и еврейская самоидентификации, Бабий Яр стал, прежде всего, еврейской заботой. Борьба за возвращение себе памяти о Бабьем Яре, борьба за сохранение этой памяти стала частью еврейского национального возрождения. Сегодня невозможно говорить о памяти о Бабьем Яре, не упоминая о том, как возрождалась и утверждалась эта память.
Сегодня невозможно говорить о памяти о Бабьем Яре, не упоминая о том, как возрождалась и утверждалась эта память.
По прихоти судьбы, когда-то и я был частью этого процесса. По прихоти судьбы, я старался (как мог и как умел) документировать этапы этого процесса. Таким образом, в моих руках скопился некоторый материал, который давно пора было бы уже передать на хранение в какой-нибудь музей. Но выглядит этот материал очень «немузейно». Собирался он бессистемно, беспорядочно и очень даже непрофессионально. Поэтому в нём отсутствуют многие обязательные для исторического документа атрибуты. Если речь идёт о фотодокументах, то хотелось бы знать кем, когда, и по какому поводу сделан снимок. На многих фотографиях запечатлены непосредственные участники событий – кто они? Может ли кто-нибудь сегодня опознать и назвать их?
Поэтому, прежде чем передавать в музей свою коллекцию, я хочу (с любезного согласия редакторов Интернет-издательств) опубликовать часть этого материала в Интернет-изданиях с просьбой к публике помочь восполнить имеющиеся информационные пробелы – кто, где, когда и что именно запечатлено на этих снимках. Сделать это можно будет по каналам обратной связи, которые обычно являются неотъемлемой частью интернет-публикаций.
С сердечным приветом, Амик Диамант