Бо: работать бесплатно — безнравственно, или кое-что о справедливости


Евреи выходят из Египта с «вещами серебряными и вещами золотыми, и одеждой», Золотая агада, XIV век

 

Общество бывших крепостных не может быстро превратиться в гражданское. Ему еще долго придется… выдавливать из себя раба.

Антон Чехов

В этой главе Всевышний начинает закладывать основы экономической жизни для правильного развития людей и страны.  

В первую очередь обращает на себя внимание количество эпизодов, связанных с детьми. В самом начале главы Б-г дает указание Моисею: «Дабы рассказывал ты сыну своему …о том, как наказывал я египтян» (Бо 10: 2)».

Затем, перед нашествием саранчи, фараон предлагает отпустить в пустыню только взрослых мужчин, без детей. Естественно, Моисей отказывается. И далее, в той же главе: «И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря, что это? Ты скажешь ему: сильной рукой вывел нас Б-г из Египта, из дома рабства (Бо 13: 14)».

Почему в этой главе такое пристальное внимание уделяется юному поколению? Да потому, что взрослые-то выросли в рабстве. Принудительный труд воспитывал отношение к работе как к проклятью. Для невольников свойственно пассивное ежедневное сопротивление в форме лени и воровства, безответственность‚ отсутствие инициативы и  чувства собственного достоинства, пиетет перед любой властью, холуйство и привычка к покровительству. В этой среде ценятся не трудолюбие и профессионализм, а хитрость и изворотливость.

Под силу таким людям создать нормальное общество? Нет! Формировать  здоровую психологию, а следовательно, и здоровую экономику, придется детям. А значит, подрастающее поколение надо беречь. Моисей это хорошо понимает, а вот фараон…

Папа, когда ты мне купишь велосипед?
Когда усилиями взвешенной монетарной политики правительства, основанной на государственнических позициях президента, стабилизируется валютный запас нашей богатой и необъятной родины, сынок!

Судя по всему, мальчик из анекдота не скоро получит велосипед, но это не самое страшное можно прожить и без велосипеда, а вот сын фараона в этой главе за упрямство отца поплатился жизнью.


«Ангел смерти и первый Песах», гравюра, 1897 

Не слишком ли жестоко было наказание за упрямство владыки? И в чем отличие этой казни от предыдущих? Все они проходили по одному сценарию: Моисей сообщает фараону о том, что ожидает Египет в ближайшее время, оглашает свое требование (оно неизменно) и, не получив желаемого, наказывает египтян. Так происходит и на этот раз, но перед казнью первенцев пророк сообщает египтянину ее точное время: полночь 15-го нисана. Зачем он это делает? Ведь и Всевышний, и сам Моисей прекрасно понимают, что египтяне не выполнят их требования и случится то, что случится. Так для кого же он это говорит?

Существует такая байка:

Уинстон Черчилль, принимавший участие в англо-бурской войне в качестве военного корреспондента, попал в плен к бурам, сумел бежать и на товарном поезде добраться до Мозамбика тогда португальской колонии. Прибыв в декабре 1899 года в Лоренсу-Маркиш (сегодня Мапуту), он первым делом направился в британское консульство, где  представился и попросил о помощи. Однако после долгого путешествия в товарном вагоне выглядел аристократ весьма непрезентабельно, и консул, приняв его за кочегара с одного из стоявших в порту кораблей, отказался признать в нем потомка рода Мальборо. Черчиллю было указано на дверь и сказано примерно следующее: «Если вы являетесь тем, за кого себя выдаете, то я — королева Великобритании».

Оскорбленный Черчилль немедленно отправил телеграмму родственникам с просьбой повлиять на спесивого дипломата. На следующий день консул получил срочную депешу из Лондона: «Настоящим подтверждаем, что посетивший вас господин действительно является британским журналистом и сыном лорда Черчилля. Одновременно сообщаем, что вы не являетесь королевой Великобритании, также как и консулом Ее Величества в Лоренсу-Маркише».  

Если принять эту историю за чистую монету, то консул Великобритании оказался плохим дипломатом, за что и лишился места.

В отличие от него дипломатические навыки Моисея улучшаются с каждым новым разговором с фараоном. Перед нашествием диких зверей египтянин предлагает пророку: «Идите, принесите жертвы Всесильному вашему в этой стране! (Бо 8: 21)»  На что Моисей отвечает: «Нельзя этого сделать, ибо отвратительно для египтян то, что мы жертвуем Господу, Богу нашему; если мы отвратительную для египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? (Бо 8: 22)»

Ни для кого не секрет, что у египтян было множество священных животных, которые для евреев таковыми не являлись. Моисей выказывает понимание и уважение к традициям соседей, ожидая того же самого и от них. Это заявление для «внешнего пользователя», для египтян. Евреи и так прекрасно знают, зачем он хочет их увести в пустыню.


«Смерть первенца фараона», худ. Л. Альма-Тадема, 1872 

Когда властелин Египта все-таки начинает торг и спрашивает кто пойдет, то Моисей ему отвечает: «С нашими юношами и с нашими стариками пойдем, с сыновьями нашими и с дочерьми нашими, и с мелким и крупным скотом нашим пойдем, ибо праздник Господу у нас  (Бо 10: 9)».  Это опять-таки заявление для египтян, с вполне понятной для них логикой: праздник нашего Господа, поэтому идти должен весь народ!

Следующий этап торга происходит уже перед уничтожением первенцев: фараон соглашается отпустить людей, с условием, что скот останется на месте. Против этого Моисей приводит логичный довод: «Также и скот наш пойдет с нами, не останется ни копыта, ибо из него мы возьмем для служения Господу, Богу нашему; мы же не знаем, чем будем служить Господу, доколе не придем туда (Бо 10: 26)». То есть, обряд наш построен таким образом, что Всевышний скажет лишь на месте, какие именно жертвы ему нужны! Это тоже заявление для египтян, дескать, мы в ваши верования не лезем, поэтому и вам в наши лезть не стоит.    

А вот точное указание времени гибели египетских первенцев это заявление для нашего с вами  еврейского уха. Так Моисей демонстрирует своему народу, что до самой последней минуты пытался избежать этого шага.

Но разве нельзя было другим способом заставить фараона отпустить евреев? И почему еврейский народ не возмутило такое поведение Всевышнего и его пророка? Неужели евреи такие жестокие?

Перенесемся в начало книги Шемот. Что сделал владыка Египта, когда ему показалось, что евреи слишком размножились? Приказал своим людям топить еврейских младенцев в Ниле. И что, евреев это не возмутило? Как бы ни так!  

— И где она, высшая справедливость? Где я вас спрашиваю?!

— Я бы вам ответил… Но мой знакомый гинеколог утверждает, что и там ее нет.

Подобно герою этого анекдота евреи тоже искали справедливость. Они хотели наказать фараона и египтян. Но каким образом? Ведь пока что у евреев нет законов, определяющих для каждого преступления меру наказания. 

У всех народов есть понятие справедливого возмездия, предполагающее равноценный ответ за нанесенную обиду, оскорбление или любой другой ущерб. Это стремление к справедливости  и описывает поговорка: «око за око, зуб за зуб». Разумеется, это выражение образное и означает лишь равноценную компенсацию за причиненный ущерб.

Позднее эта логика выродилась в принцип талиона (лат. lex talionis, от talio — возмездие) — согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причиненный преступлением.

Насколько последовательно в этом отношении право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супругу которого уличили в прелюбодеянии, мог совершить такое же преступление с женой обидчика. В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на правонарушителя.

В ветхозаветной логике принцип талиона был призван остановить эскалацию мести, заменяя ее принципом равного возмездия. Он способствовал формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, выраженных в золотом правиле этики: «Не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».

Но Моисей идет еще дальше в области правосознания, словно призывая свой народ — мы должны быть лучше их! Когда наших детей топили в Ниле, нам никто не ставил никаких условий, мы не могли их спасти, а им лишь стоило отпустить нас, и дети остались бы живы! Не просто «мера за меру», а всего лишь: «я до последнего момента пытался избежать этого шага, у меня просто не оставалось другого выхода».

Еще один нюанс, заслуживающий пристального внимания, — в начале книги Шемот  Всевышний говорит Моисею: «Пусть возьмет в долг каждый у знакомого своего и каждая у знакомой своей вещей серебряных и золотых».  

А в конце главы Бо, когда фараон уже согласился отпустить евреев в пустыню,  Священное писание приводит нам следующий отрывок: «И сыны Израиля сделали по слову Моисея, и взяли в долг у египтян вещи серебряные и вещи золотые, и одежды. А Господь дал милость народу в глазах египтян; и те давали им, и опустошили они Египет».

Что же получается? Всевышний поощряет воровство? Конечно, нет! Во-первых, люди оставляют насиженные места и уходят в тяжелую дорогу. На тот момент хоть как-то монетизировать нажитое у них не было никакой возможности.

Нам это должно быть особенно близко, поскольку даже многие из нас, в том числе пишущий эти строки, вынуждены были оставить в стране исхода хорошие квартиры, не получив за них вообще ничего или какие-то смешные деньги.

Ведь те же египтяне, а особенно бывшие соседи, после ухода евреев наверняка заняли их дома и начали пользоваться их имуществом. Разве не справедливо заплатить за это?

Во вторых, здесь тоже срабатывает принцип талиона. Всевышний хотел, чтобы награда евреев была так же публична, как и их рабство. Ведь все знали, что евреи порабощены, пусть же все увидят, что египтяне добровольно отдают им «большое имущество»!

Талмуд в трактате Сангедрин рассказывает, что во времена Александра Македонского египтяне предъявили евреям иск, потребовав вернуть серебро и золото, вывезенные из Египта. Представ перед Александром, спросил Гвиа бен Псиса у египтян: «Откуда вы приводите доказательство?». Египтяне ответили, что из Торы. «Если так, я тоже приведу доказательства из Торы. Сказано в Торе: «А проживание сынов Израиля в Египте было четыреста тридцать лет». Дайте нам оплату работы 600 000 евреев, которые работали на вас все эти годы». Египтяне не смогли опровергнуть этот довод.


«Исход из Египта», худ. Д.Робертс, 1828  

А в-третьих, кроме компенсации ущерба и элементарной логики, в этом отрывке мы в который раз встречаем мысль: работа должна оплачиваться, мало того, работать бесплатно безнравственно!

Прежде всего потому, что если работа делается бесплатно, ее стоимость будет равна нулю для всех сторон. Не удивляйтесь, если через неделю проект, который был нужен вчера, положат на полку, а вам даже «спасибо» не скажут. Рычаги экономики неумолимы: что в оплате второстепенно, к тому и меньший интерес. Такова человеческая природа.

Риск прийти не к тому результату в бесплатном проекте необычайно высок. Все, что достается бесплатно, не ценится никем из участников проекта.

Сроки

Ваш старый друг Петя, с которым вы вчера сидели в кабаке, попросил сделать для него логотип (лавочку, крыло от мопеда — неважно). Вы согласились. Наутро пожалели, тем более что на вас свалились два отличных проекта с хорошим бюджетом, месяца на три. Куда пойдет Петр? Правильно, в конец очереди. И скорее всего, он не дождется. Потому что никто не ставит реальных сроков бесплатным проектам.

Качество

Допустим, вы решили совершить усилие и сделать Петин проект за ночь до старта новых проектов. Глубокая ночь, глаза ваши налиты кровью, вы ужасно хотите спать и уже готовы убить Петю вместе с его работой. Но к пяти утра вы, наконец, нажимаете кнопку send. Что именно вы отправляете Пете, уже не имеет значения. Потому что быстро и хорошо не бывает.

Нервы

Если вам приходилось обещать, а потом жалеть об этом, то вы поймете. Прятки, игнорирование звонков, разговоры по душам — все это ждет вас, если вы решите отказаться от своего слова.

Отношения

Не надейтесь, что отношения в бесплатном проекте чем-то отличаются от коммерческого. С вас спросят по всей строгости. И отговорки вроде: «Ну а что ты хотел бесплатно?» не возымеют действия. Недовольный человек будет одинаково недоволен при любой цене. Испортить отношения бесплатно даже проще.

Комплексы

Вы решили взяться за бесплатный проект в надежде, что сможете положить его в свой портфолио и брать деньги за следующие? Не смешно! Скорее всего, ваш следующий проект тоже будет бесплатным. Потому что у вас есть слабое место, и любители бесплатной работы успешно пользуются им, заставляя создавать все новые и новые бесплатные сайты. Ваше слабое место — это комплекс неполноценности. И делая бесплатные проекты халявщикам, вы вряд ли от них избавитесь. А вот плохих проектов наделаете точно.

Рынок

Делая бесплатную работу, вы убиваете рынок. Во-первых, производите некачественный продукт, засоряя рынок и мозги клиентам. Во-вторых, вам не платят, а значит вы  не потратите деньги, и кто-то не получит их в обмен на свои товары и услуги. То есть, бесплатная работа тормозит экономический рост и экономику страны в целом.

Коллеги

Они вас не любят. Искренне, всей душой. Ведь вы отбираете их хлеб и снижаете цену за их работу.

Поэтому в следующий раз не обещайте сделать работу бесплатно, даже если у вас отличное настроение. Возьмите тайм-аут и хорошо взвесьте все за и против. А затем вспомните, чего стоила египтянам бесплатная работа евреев.

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»