Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
История лоббирования восходит к незапамятным временам. Даже Ева, уговаривая Адама съесть яблоко, лоббировала интересы дьявола.
Автор известен, но не нам
«Примирение Эсава и Яакова», неизвестный художник школы Петера-Пауля Рубенса
Эта недельная глава начинается с возвращения Яакова в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом, причем есть все основания предполагать, что тот хочет его убить. Как поступает Яаков?
Всех своих спутников, скот и верблюдов он разбивает на два отряда. Расчет прост: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Это учит нас, что нельзя сосредоточивать все ресурсы в одном месте. В средневековье эта логика преобразилась в выражение — Don’t trust all one's goods to one ship — не загружай весь свой товар на один корабль. А в начале XVIII века появляется аналогичная по смыслу пословица — Don't put all your eggs in one basket — не кладите все яйца в одну корзину.
И правда, падение на землю полной корзины способно вмиг разорить вас при условии, что вы положили в нее абсолютно все хрупкие вещи. Чтобы этого не произошло, храните ресурсы в «разных корзинах». В сфере управления финансами это называется диверсификацией.
Не путайте с хранением разной валюты в разных банках: рублей в деревянной, евро в стеклянной, а долларов в консервной — в этом случае речь идет о биржевых инвестициях.
Смысл диверсификации заключается в разнообразии (в переводе с латинского diversificatio — это «делать разное»), целью которого является «обобщение» риска при одновременном сохранении уровня дохода.
При выборе любой ценной бумаги грамотный инвестор берет в расчет два основных параметра:
Между этими двумя параметрами обычно прямая зависимость — чем выше доходность, тем выше риск и наоборот.
Но, при правильной диверсификации, общий риск будет снижаться больше, чем уменьшаться потенциальная доходность. Логика широко диверсифицированного портфеля состоит в том, что при вложении денег в разнообразные инструменты не происходит снижения долгосрочного уровня дохода. Однако при этом сокращаются краткосрочные риски.
Представьте, что вы играете в «Дурака». Перед началом игры участники вносят в «банк» некую сумму денег, а по итогам игры победитель забирает весь банк. Каковы ваши шансы проиграть все свои деньги? Оказывается, это напрямую зависит от уровня вашей подготовки.
Вероятность разорения в долгосрочной перспективе рассчитывается по формуле ((1-р)/р), где р — это вероятность выигрыша в отдельной игре. Например, при р = 0,65 (т.е. вы остаетесь победителем в 65 партиях из 100) вероятность разориться — 54%. Если же р = 0,89 (т.е. вы практически всегда побеждаете), вероятность обанкротиться — 12%.
Допустим, если перспектива обанкротиться с вероятностью 12% вас тоже не устраивает, можно ли еще как-то уменьшить данный показатель? Представьте, да! В этом как раз поможет диверсификация. Для этого вы начинаете играть не с одним соперником, а с несколькими (так сказать, «диверсифицируете игроков»), при этом уменьшаете вашу ставку в одной игре на количество соперников, с которыми играете, например, в Х-раз (т.е. теперь количество ваших соперников стало равным Х, при этом в каждой игре с одним соперником вы ставите на кон не 100 долларов, как это делали с одним соперником, а $100/Х). В итоге, вероятность обанкротиться значительно снизится и при таких условиях будет рассчитываться по формуле:
И теперь, чтобы вероятность разорения равнялась 12%, совсем не обязательно стремиться к выигрышу в каждой отдельной партии, тратить время на то, чтобы довести свое мастерство до совершенства, достаточно будет лишь небольшого преимущества. Например, при вероятности выигрыша всего 0,55 и игре с 14-ю соперниками вероятность вашего разорения составит всего 6%, если же оппонентов будет 20, то риск банкротства составит 1,8%. Вот так и работает диверсификация! Другими словами, если вы очень плохо играете, то вам нужно диверсифицировать состав игроков.
Лобби отеля Willard, современный вид
Все, что вы прочитали касательно карточной игры, применимо и в инвестиционной сфере.
Что еще интересного в развитии экономической и политической мысли мы можем увидеть в этой главе?
Исторически считается, что лоббизм появился в Англии XVII века. В кулуары (это один из переводов слова lobby) выходили члены английского парламента, где их и встречали заинтересованные лица.
Свой классический смысл термин лоббизм получил в Америке XIX века. Традиция лоббизма уходит корнями в годы президентства Улисса С. Гранта, прославившегося в гражданскую войну генерала, изображенного на 50-долларовой банкноте. Вечерами президент и его команда часто отдыхали в лобби гостиницы Willard, где заинтересованные лица могли изложить им свои взгляды о пользе того или иного решения.
Как-то раз во время интервью журналист спросил Киссинджера, автора тактики «челночной дипломатии»:
— Господин госсекретарь! Что такое «челночная дипломатия»?
— О! Это универсальный метод! Поясню на примере. Вы хотите методом «челночной дипломатии» выдать дочь Рокфеллера замуж за простого парня из русской деревни.
— Это невозможно! Каким образом?
— Очень просто. Я еду в русскую деревню, нахожу там простого парня и спрашиваю:
— Хочешь жениться на американке?
Он: У нас и своих девчонок полно.
Я: Да. Но она дочь миллиардера.
Он: О! Это меняет дело!
Тогда я еду в Швейцарию на заседание правления банка. Спрашиваю: «Вы хотите иметь президентом ядреного сибирского мужика?»
— Фу, — говорят в банке.
— А если он при этом будет зятем Рокфеллера?
— О! Это меняет дело!
Еду к Рокфеллеру. Спрашиваю: «Хотите иметь зятем русского мужика?»
Он: У нас в семье все финансисты!
Я: А он как раз президент Швейцарского банка!
Он: О! Это меняет дело! Сюзи! Пойди сюда. Мистер Киссинджер нашел тебе жениха. Это президент Швейцарского банка!
Сюзи: Эти финансисты все дохляки!
Я: Да! Но этот — ядреный сибирский мужик.
Сюзи: О! Это меняет дело!
Эта история наглядно демонстрирует успешное решение лоббистом своих ключевых задач — информировать, убеждать, создавать ситуации. Вообще-то лоббизм — это «проталкивание» нужных политических решений.
Кот в сапогах и Людоед. Иллюстрация Гюстава Доре
С примерами лоббирования мы впервые встретились в детстве. Помните сказку «Кот в сапогах»? Четыре главных героя — Маркиз де Карабас (он же — сын бедного мельника, оставшийся без наследства), Кот в сапогах, Людоед и Король. Чем занимается кот? Правильно, лоббированием, причем очень грамотно. Что он делает? Отстаивает интересы сына мельника перед Королем и Людоедом. Знакомится с ними обоими, информирует их о своем клиенте, убеждает их, создает мудреные ситуации и тем самым оказывает воздействие на их положительное, по отношению к клиенту, решение. Самозванец, в итоге, получает замок, полцарства и руку дочери короля — то есть все то, что он по определению не мог бы получить, будь он даже настоящим маркизом.
А что делают ангелы в главе Ваишлах? Заглянем в мидраш. Ангелы Всевышнего шли группами, теснившими Эсава и его людей, и спрашивали: «Чьи вы?» А те отвечали: «Эсава». Тогда ангелы говорили: «Бейте, бейте!» А эти говорили: «Не трогайте! Наш хозяин сын Ицхака!» Но не обращали на это внимания. «Он внук Авраама!» И на это внимания не обращали. «Он брат Яакова!» Сказали им: «Если так, то вы (для нас) свои» [Берешит раба 78]. То есть тоже занимались лоббированием интересов Яакова перед Эсавом. Ведь что может произвести впечатление на Эсава? Только сила! И когда он увидел, какой у брата сильный, в военном отношении, отряд (теснили — это фактически могли полностью уничтожить, не скажи им Эсав, что он брат Яакова), то сразу начал относиться к брату по-другому, отказался от первоначального намерения убить Яакова, а вместо этого устроил ему сердечную встречу.
Михаэль Певзнер, экономист