Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Мемориал жертвам Холокоста в Берлине со дня своего основания в 2005 году стал одной из визитных карточек столицы Германии. Ежедневно его посещают 10 000 человек, но популярность, превратившая место памяти в модный туристический объект, сыграла с ним злую шутку. Социальные сети заполнены тысячами «забавных» селфи, сделанных на серых (цвета пепла из крематориев) плитах, символизирующих несуществующие могилы евреев, уничтоженных в Катастрофе. Многие здесь не просто позируют для удачного кадра, а катаются на скейтах или велосипедах, танцуют, целуются и даже занимаются йогой. На этом фоне «органично» смотрятся комментарии вроде: «Какое замечательное место!» или «Прыжки по мертвым евреям».
Моральная глухота оказалась столь заразной, что британская авиакомпания EasyJet — одна из крупнейших в Европе — опубликовала в своем журнале в рубрике «Мода» огромный материал с фотографиями моделей, позирующих между плитами берлинского мемориала.
Шахак Шапира
Все это подвигло живущего в Берлине 28-летнего израильтянина Шахака Шапира к созданию сетевого проекта под провокационным названием Yolocaust. Неологизм состоит из Интернет-аббревиатуры YOLO (You Only Live Once — «Ты живешь только раз»; используется в публикациях о ярких впечатлениях) и слова «Холокост». Имеется в виду, что кайф и «танцы на костях» плохо сочетаются с уважением к памяти жертв одной из величайших трагедий в истории.
Идея проекта проста — перед нами сайт с беззаботными селфи, снятыми на территории мемориала, но стоит навести курсор на фото — и его фон поменяется: вместо плит мемориала герой снимка окажется у горы трупов людей, замученных нацистами. «Я не хочу никого учить. Я хочу заставить задуматься», — говорит Шахак, чей дед по материнской линии избежал газовой камеры благодаря спасшим его полякам-христианам, а дед по линии отца погиб в числе 11 израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году.
Не все столь радикальны в критике неподобающего поведения в месте, призванном напоминать об ужасах Шоа. Среди них автор берлинского мемориала — американский архитектор, лауреат многочисленных премий еврей Питер Айзенман. «На этом месте не было лагеря, это не святыня, а место памяти, — заявлял он в одном из интервью сразу после возведения мемориала. — И каждый может выбрать способ, как именно помнить. Это и есть демократия. Это место для немцев. Поэтому мне нравится, когда люди загорают, обедают, катаются на скейтах, прыгают с одной стелы на другую или играют там в салки».
Далеко не все, включая многих евреев, сразу приняли концепцию Айзенмана — лабиринт из почти трех тысяч безмолвных серых стел, названный автором «Бессмысленность и безутешность». Лабиринт, из которого нет выхода, и за каждым поворотом которого может ждать смерть. Многих берлинцев смутило это огромное поле-кладбище в самом центре города — рядом с Бранденбургскими воротами и знаменитым парком Тиргартен. Впрочем, в этом и состояла идея — напомнить благополучной Германии об ужасах не столь уж далекого прошлого, ужасах, родившихся на немецкой земле.
Немцы крайне деликатно относятся ко всему, что связано с Холокостом, но время берет свое, и современные политики (хотя и с маргинальным бэкграундом) позволяют себе высказывания, которые 20 лет назад сочли бы ересью. Один из таких политиков — Бьорн Хеке, глава фракции крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) в ландтаге Тюрингии, заявивший, что «немцы — единственный народ в мире, поставивший позорящий его памятник в сердце собственной столицы». Правда, после этих слов от него отмежевалась даже лидер одиозной АдГ Фрауке Петри, подчеркнувшая, что Хеке «стал бременем для партии из-за своих постоянных сумасбродных выходок». Не остался в стороне и Шахак Шапира, напомнивший, что мемориал Холокоста построен не для евреев, и добавив, что памятник стал «нравственным компасом для будущих поколений, призванным предостеречь их от таких людей, как Бьорн Хеке».
Ради справедливости надо сказать, что как раз среди немцев любителей селфи в берлинском мемориале Холокоста — крайне мало. И это не только следствие политкорректности — прививка от нацизма, ставшая частью системы образования на всех уровнях, оказалась весьма успешной. И отношение к Холокосту в Германии продиктовано, главным образом, чувством стыда, а не страхом. Так что Yolocaust адресован скорее тем, кому это чувство, как и рефлексии по поводу трагедии, неведомы. И даже к ним Шахак Шапира весьма терпим — любой персонаж, узнавший себя среди «героев» проекта, может написать модератору сайта — и «обличающий» коллаж будет удален.
Александр Файнштейн