Странная община Оксфорда

Еврейская община Оксфорда — звучит неожиданно. И тем не менее еврейский Оксфорд существует. Он насчитывает более 250 еврейских семей — профессора, преподаватели колледжей, исследователи, бизнесмены.
Тот самый Ботанический сад   

Евреи жили в Оксфорде практически с самого основания города. Но в 1290 году король Эдуард I подписал Эдикт об изгнании, предписывавший всем иудеям под страхом смертной казни покинуть пределы королевства. И еврейская община города перестала существовать. Эдикт был отменен Оливером Кромвелем через 365 лет, когда английская экономика пыталась оправиться от страшных последствий гражданской войны. Евреи вернулись в большие города. До Оксфорда они добрались лишь 150 лет назад. И пусть сегодня община невелика, она является настоящей еврейской общиной. Хотя и достаточно странной.

В ней есть все: синагога, еврейские клубы, даже хедер. И, понятное дело, Бейт Хабад. После изгнания евреев местные жители сделали все, чтобы выкорчевать память о них. Синагогу превратили в церковь. А знаменитый Ботанический сад, самый древний в королевстве, разбили прямо на еврейском кладбище…
Но евреи вернулись. С Ботаническим садом, существующим уже около 700 лет, делать было нечего. Зато в качестве синагоги они воспользовались… зданием бывшей церкви. Так что еврейский принцип «мера за меру» в Оксфорде хоть частично, но реализовался.
Пять лет назад городские власти вложили в реставрацию здания два миллиона фунтов стерлингов. Синагогу расширили, надстроив несколько этажей. Сегодня центральный зал сияет великолепием парчовой отделки кресел, позолотой арон-кодеша, покрытого искусной резьбой по дереву, хрустальными люстрами. Хотя само здание — классическая готика. Единственное его отличие — надпись на иврите над входом: «Это дом Всевышнего».
В праздники, особенно осенние, в синагогу набивается 500–600 человек, мест для сидения не хватает. Но в будние дни миньян — проблема. Основу его составляют профессора, преподающие в самых престижных колледжах.
Кстати, распространенная ошибка — считать, что в Оксфорде есть университет. Де-юре он, конечно, существует. А вот де-факто — нет. Просто несколько десятков колледжей сведены вместе и считаются относящимися к университету. Что, конечно, ничуть не умаляет значения образования, получаемого здесь.

Типичный оксфордский колледж — это трехэтажное здание, представляющее собой замкнутый квадрат. Внутри квадрата расположена лужайка. Но сидеть на лужайке имеют право только учащиеся и преподаватели. Захожий турист может лишь полюбоваться на нее и помечтать …
Живут студенты в тех же комнатах, что и их предшественники. И обедают в той же столовой — за длинными дубовыми столами, помнящими прикосновения десятков поколений студентов. Я читал меню, вывешенное на доске объявлений, и не мог поверить своим глазам — возникало ощущение, что на обед ожидались члены Общества гурманов. Поинтересовался у гида, уж не реклама ли это для туристов? Но тот поклялся: меню — подлинное. Оксфордские колледжи не только предоставляют своим студентам отличное образование, но и воспитывают у них изысканный кулинарный вкус.
Понятное дело, что еврейские преподаватели и студенты, соблюдающие кашрут, не прикасаются к этим гастрономическим изыскам. Хоть община совсем небольшая, голодным еврею остаться в Оксфорде сложно. Готовая кошерная еда есть в Бейт Хабаде, а в нескольких супермаркетах продаются кошерные консервы, конфеты, вафли и другие продукты. На семейные торжества и религиозные праздники заказывают еду из Лондона. Накладно, конечно, но, как говорил когда-то советский партийный босс тов. Суслов, на идеологии не экономят.
Официального раввина в оксфордской общине нет. Но вот уже 11 лет де-факто им считается рав Саломон. Когда-то он был раввином Бирмингема, но после выхода на пенсию решил писать книги по еврейской истории и поселился в Оксфорде, чтобы пользоваться его замечательными библиотеками. Он также читает лекции, на которые приходят десятки слушателей. 
Естественно, меня интересовал вопрос, ощущается ли в Оксфорде антисемитизм. Один из членов общины ответил мне коротко: «Не ощущается, но существует». Его основными носителями являются, конечно, арабы и исламисты.
Но в отличие от других городов Англии, где арабы регулярно организуют антиизраильские демонстрации, моментально сбивающиеся на антисемитский визг, в Оксфорде им приходится наступать на горло собственной песне. Здесь принято и на словах и на деле вести себя по-джентльменски. Поэтому бандитские выступления и оголтелые нападки в Оксфорде не проходят, здесь надо работать тоньше, интеллигентней. Хотя последнее сомнительное предложение — объявить университетский бойкот Израилю — было провалено в Союзе студентов. Причем подавляющим большинством голосов!
Есть ли будущее у оксфордской общины? Собственно, назвать общиной это разномастное сборище евреев, съехавшихся со всего мира, в том числе и из Израиля, можно с натяжкой. Странная эта община, необычная. Молодежи в ней немного, детей и того меньше. Еврейские профессора в Оксфорде есть и будут, но они меняются — кто умирает, кто уезжает. Корней здесь не пускает никто. А какая же община без корней? Но, с другой стороны, даже в таком состоянии, она может просуществовать еще многие-многие годы.

Давид Шехтер, «Алеф»

рубрика: