Вэ зот а-браха: SMART-критерии Моисея, или кое-что об эффективном менеджменте

Завещание и смерть Моисея, худ. Лука Синьорелли, 1482

 

Человек вырастает по мере того, как растут его цели

Фридрих Шиллер

Последняя глава Торы перечисляет благословения, которые Моисей дал каждому из двенадцати колен Израиля перед своей кончиной.

В этом разделе мы получаем подтверждение, что менеджмент — это отдельная наука. А её эффективность демонстрирует мастер искусства управления — Моисей.  

Многочисленные исторические свидетельства отражают сложность древних организаций и управления ими. Возведение грандиозных сооружений (египетские пирамиды, древние ацтекские города), создание народа Израиля, функционирование крупных армий — всё это и многое другое было бы невозможно без координированного управления.

Параллельно этому, хотя и гораздо медленнее, возникают теоретические представления об управлении. В этом отношении наука управления повторила судьбу ряда других гуманитарных наук, имеющих очень длительную предысторию и очень короткую историю.

Первым учебником по управлению считается книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Чарльза Бэббиджа «Экономика машин и производства», изданная в 1832 году.

Чарльз Бэббидж и его книга «Экономика машин и производства», 1832

Основателем классической школы менеджмента является Франклин Тейлор, изложивший свои взгляды в работе «Научная организация труда» (1912 г.). Это был первый этап развития менеджмента как науки  — деловое администрирование.

Основатель второго этапа — Энрике Мэйо — пришёл к следующим выводам:

— человек — «социальное животное»

—  жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов не совместимы с природой человека

— решение проблемы человека — дело бизнесменов.

Третий этап развития менеджмента связан с именем Пола Дюпона. Он настаивал, что менеджмент бизнеса должен ориентироваться на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.

Современный, четвертый, этап — социальный менеджмент — обосновал Питер Друкер. Его главная идея — каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед обществом. Ему же и принадлежит идея SMART-критериев постановки целей, предложенная в книге  «Практика менеджмента» («The Practice of Management») в 1954 году.

Питер Друкер и первое издание «Практики менеджмента»

Для чего же нужна правильная постановка целей?

Вспомним старый анекдот:

В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все китайские крестьяне разводят саранчу...

Умение ставить четкие цели и задачи своим сотрудникам — это одно из основных критериев эффективности руководителя.

Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Для этого в практике управления и были введены так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART — это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

  • конкретный (specific)
  • измеримый (measurable)
  • достижимый (attainable)
  • значимый (relevant)
  • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).

Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

А теперь рассмотрим благословения, которые Моисей даёт коленам Израиля. Ведь в своих благословениях он формулирует конкретные задачи каждого колена.

Да живет Реувен и не умирает, и пусть люди его будут многочисленны (Ве зот а-браха 33;6)

Моисей стремится придать особые силы потомкам Реувена, которые предпочли осесть за Иорданом: здесь им придется выдерживать и отражать постоянный натиск врагов. Кроме того, пророк видит тенденцию уменьшения численности этого колена: при первой переписи потомки Реувена составляли 46 500 человек (Бемидбар 1:21), а при второй —  43 730 (Бемидбар 26:7). Возможно, это еще одна причина стремления Моисея придать колену Реувена жизненные силы.

Выжить, сохранить себя, увеличивать свою численность и приложить все усилия, чтобы не истощиться в бесконечных войнах и конфликтах — вот задача, поставленная Моисеем потомкам Реувена. Согласитесь: конкретно, измеримо, достижимо и значимо.

Услышь, Бог, голос Йехуды, и к народу его приведи его; сил его хватит ему, а ты будь ему помощью против врагов его  (Ве зот а-браха 33;7)

Колено Йехуды должно было первым начать завоевание еще непокоренных областей Страны Израиля. В этом колене много храбрых воинов, поэтому ему хватит сил для защиты народа. То есть, приди Йехуда туда, куда ты должен. Не волнуйся, у тебя хватит и моральных и физических сил. Воинов у тебя предостаточно и мотивация их высока! Конкретно, достижимо и значимо, разве нет?

«Звулун и Исахар», худ Франсиско де Сурбаран, XVII век

А вот благословение коленам Звулуна и Исахара:

А о Звулуне сказал он: «РадуйсяЗвулунвыходу твоемуа Исахар в шатрах твоих. Народы созовут они на гору, там принесут они жертвы справедливостиибо изобилием морей питаться они будут и сокровищамискрытыми в песке (Ве зот а-браха 33: 18-19)

Звулун получил удел, географическое расположение которого прекрасно способствовало развитию торговли: у него был выход к Средиземному морю и к озеру Кинерет. Материальное благополучие Звулуна не рассматривается как самоцель, а будет дано ему, чтобы обеспечить всем необходимым колено Исахара, посвятившее себя изучению и передаче сложнейших аспектов Торы, связанных с расчетом календаря. Звулун и Исахар должны держаться всё время вместе. Их колена являют собой образец великолепного сочетания материи и духовности. Материальные блага, добываемые Звулуном, помогают Исахару, изучающему Тору, но и Звулун достигает успеха во всех своих делах только благодаря благословению Исахара.

Простыми словами: Звулун, у тебя один из самых лучших наделов. На твоей территории выход к морю и озеру. Через твои территории проходят крупнейшие морские и караванные пути. Строй корабли, перевози товары, развивай торговлю, добывай морскую и озёрную рыбу и не волнуйся у тебя будет благополучие. Но никогда не забывай о колене Исахара. Твоё процветание продлится лишь до тех пор, пока у тебя будет благословение этого колена. Согласитесь, отлично согласуется со  SMART-критериями.

Но как Моисей в своём благословении руководствовался критериями, разработанными через несколько тысяч лет? Безусловно, пророк не мог читать работы Друкера, а вот обратное вполне возможно. Ученый интересовался еврейской тематикой. Он автор работы Die Judenfrage in Deutschland («Еврейский вопрос в Германии»), впоследствии публично сожжённой нацистами — её единственный уцелевший экземпляр хранится в государственном архиве Австрии в папке со свастикой.

Поэтому вполне возможно, что Друкер читал и Писание и, при разработке SMART-критериев, учёл также и опыт Моисея.

Но если и руководство, и напутствия были правильными, как же всё-таки евреи потеряли свою страну? Дело в том, что не сумели сохранить страну люди, — они несовершенны, чего нельзя сказать об Учении.

Ведь именно Писание объединяет евреев и делает их Народом Израиля. И именно Тора смогла вновь объединить народ и привести в свою страну! А какой другой народ смог вернуться на свою землю после 2000 лет изгнания?

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»