Ваякель: жить на свои, или кое-что о правах налогоплательщика


Евреи делают пожертвования для сооружения святилища

Работай усердно и честно плати налоги. Тысячи госслужащих рассчитывают на тебя
Неизвестный американец

В этой главе закладываются основы рачительного отношения к бюджету и описывается механизм отчетности бюджетников перед налогоплательщиками.  

Итак, Моисей призывает народ делать пожертвования для сооружения святилища. И евреи несут и несут, когда в этом уже отпала необходимость.

И пришли все мудрецы исполнители священной работы, каждый в своем деле, какое он выполнял. И сказали Моше так: «Больше приносит народ, нежели нужно, чтобы исполнить работу, которую повелел сделать Бог». И приказал Моше…: «Мужчины и женщины пусть не делают больше работы для святых приношений!» И перестал народ приносить. А сделанного было достаточно для всей работы, чтобы исполнить ее, и осталось еще (Ваякель 36:4-6)

То есть, Моисей, посоветовавшись с экспертами и убедившись, что собранного достаточно, немедленно приказал прекратить пожертвования. Но зачем? Ведь люди жертвовали добровольно, от чистого сердца!

Когда пятилетний ребенок клянчит новую игрушку, то не задумывается о том, как родители в дальнейшем будут финансировать его желания... Никто и не ожидает от детей подобной прозорливости. Но взрослые должны вести себя по-другому. Они вполне могут научиться жить по средствам, планировать свои доходы и расходы. Этому нас и учит данный отрывок.


«Бецалель и Олиав за работой», старинная гравюра 

Моисей понимает контекст происходящего, дело ведь происходит после грехопадения народа Израиля — сооружения Золотого тельца. Евреи чувствуют себя виноватыми и, дабы загладить вину, готовы жертвовать больше, чем могут себе позволить.

Но, в отличие от толпы, пророк понимает, что средства должны остаться на будущее.

Куда, чёрт возьми, подевался кассир?

Ушел на скачки, сэр.

Это неслыханно! В рабочее время?

Да, сэр. Но это единственный шанс свести годовой баланс.

Поскольку Моисей не хочет оказаться в ситуации кассира из анекдота, он приказывает прекратить приношения.

Теперь перенесемся буквально на несколько абзацев назад:

И сказал Моше сынам Израиля: «Смотрите, призвал Бог Бецалеля …и исполнил его Божественным духом, мудростью, разумением, и ведением, и талантом к любому ремеслу: искусно ткать, работать по золоту, и по серебру, и по меди, и резать камни для вставления в оправы, и резать по дереву к занятиям всеми ремеслами. И талантом руководить другими одарил Он сердце его и Олиава… Исполнил Он их мудростью сердца, чтобы делать всякую работу: резчика, и вязальщика, и вышивальщика по голубой шерсти, и по багрянице, и по червленице, и по льну, и ткача сделал их исполнителями всякой работы и искусными мастерами (Ваякель 35:30-35)

Что мы видим в этом эпизоде? Моисей собирает народ Израиля и объясняет, почему он назначил Бецалеля и Олиава исполнить работу. Это не что иное, как отчет перед обществом. Но зачем пророку отчитываться? Народ и так делает подношения…

На этот вопрос может ответить один старый анекдот:

Священник обратился к прихожанам с просьбой помочь в строительстве новой церкви. Неожиданно  откликнулась известная всему городу проститутка:
Святой отец, я вношу две тысячи долларов.
Хотя мы и очень нуждаемся, сказал священник, я не приму эти грязные деньги.
Откуда-то из задних рядов прозвучал громкий мужской голос:

Берите, берите, святой отец! Ведь это же наши деньги! 

Вот Моисей и отчитывался народу, потому что евреи должны были жить на свои деньги! На деньги народа Израиля!

К сожалению, многие и сегодня не ощущают сам факт уплаты налога. Поэтому ничего и не требуют от госслужащих, которым сами фактически платят зарплату.

Но пророк объясняет народу, почему он нанял именно этих мастеров еще и для того, чтобы Бецалель и Олиав сами поняли, что им платят израильтяне, а посему они находятся в услужении у народа Израиля!

Вы никогда не слышали, как госслужащие говорят, что государство платит им зарплату. Они  искренне не понимают, что получают деньги от нас налогоплательщиков и поэтому находятся у нас в услужении.

К чести людей, нанятых Моисеем, они это сразу поняли, отнеслись к средствам, собранным народом, рачительно, и отчитались, что уже собрано больше, чем нужно.

«Больше приносит народ, нежели нужно, чтобы исполнить работу, которую повелел сделать Бог»

Народ же, к сожалению, уроки данной главы усвоил не вполне. Как в анекдоте:

Профессор студенту:

 — Вы действительно сами писали курсовую?

— А вы действительно тратите наши деньги на ремонт кабинета?

— Один-один.

Возьмем, например, ситуацию на  украинских или российских дорогах. Проблема-то не в водителях. Ведь выезжая за границу, они странным образом начинают соблюдать правила. Почему? Да потому что заморский инспектор ощущает себя работником, нанятым для службы налогоплательщиками, а не для пополнения своего кармана!

А основной экономический урок из приведенного выше отрывка прост. Поскольку мы являемся налогоплательщиками, у нас есть права! Например, возможность сказать тому же инспектору: «Я налогоплательщик и я вас нанял, так что, будьте любезны, общайтесь со мной уважительно! И соблюдайте свои обязанности и мои права».

Хотя более красочно о положении дел сказал Михаил Жванецкий, цитатой которого мы и закончим недельный комментарий: «Я хочу, чтобы милиция была сервисом, армия была сервисом, больница была сервисом… Я хочу, чтобы все эти люди были сервисом, хочу, чтобы все они были сервисами, а посередине был бы я, Миша Жванецкий, со своими хотелками, мучалками, страдалками, и жаждалками!»

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»