Ваикра: незнание закона не освобождает от ответственности


«Жертвоприношение», худ. Петер-Пауль Рубенс

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает

Станислав Ежи Лец

В этой главе Всевышний призывает Моисея и сообщает ему законы корбанот — жертв, приносимых в Святилище. Среди них жертва вознесения (ола), пять видов «хлебных даров» (минха), «мирные жертвы» (шламим), различные виды «грехоочистительных жертв» (хатат), приносимых во искупление грехов, совершенных по ошибке Первосвященником, всей общиной, царем или обычным человеком, а также «повинные жертвы» (ашам), приносимые теми, кто присвоил посвященное имущество или сомневается, не нарушил ли он один из запретов Всевышнего.

Это приводит нас к набившей оскомину фразе, которая звучит сплошь и рядом:

Гражданин начальник, заключенный Петров по вашему приказанию прибыл.
— Знаешь, зачем вызвал?
— Нет.
— Ну, а какой закон вчера вышел, это хоть знаешь?
— Нет.
— Закон об амнистии. Но ты будешь сидеть дальше!
— Почему???!!!
— Потому, Петров, что незнание закона не освобождает от ответственности, понял?

Понятие незнание закона не освобождает от ответственности, как нельзя лучше подчеркивает всю суровость законодательной базы. Корни этой фразы уходят еще в римское право: Ignorantia juris non excūsat, ignoratio facti excūsat («Незнание закона не является оправданием, незнание факта оправдывает»).

Как возникло это выражение? Скорее всего, римлянам надоели иностранцы, безнаказанно преступающие закон, поэтому их лишили такой «привилегии», внеся особую поправку.  Естественно, рядовой гражданин не может знать законодательство «от и до», поэтому появляются первые адвокаты (от лат. «advocare» — приходящий на помощь). Профессия эта возникает в Афинах и Древнем Риме, где зарождается гражданское общество. Именно там обычаи сменились правом, на основе которого разрешались споры между гражданами, отстаивающими свои интересы перед независимым судом.


«Выступление Цицерона», худ. Чезаре Маккари, 1880-е

Римские адвокаты были доступны — когда они прогуливались на площади, всякий мог подойти к ним и посоветоваться. Каждый год в Риме избиралось десять адвокатов для защиты бедных против богатых — как в уголовных, так и в гражданских делах. Эта деятельность считалась престижной, поэтому многие выдающиеся римляне начинали свою публичную карьеру с адвокатуры — Цезарь, Красс, Помпей. Сенатор Цицерон стал символом судебного красноречия. Как и занятие философией, науками и искусством, адвокатская деятельность не считалась в рабовладельческом Риме работой, поэтому адвокатам платили почестями, а не деньгами. Отсюда и название вознаграждения, которое впоследствии они стали получать, — гонорар (почетная награда).
Постулат о том, что незнание закона не освобождает от ответственности, — это важный принцип, обеспечивающий стабильность общества и до тех пор, пока не возникнет более эффективная законодательная система, он останется в силе. Иначе ситуация будет напоминать анекдот:

Тpое заключенных в тюрьме pассказывают, кого за что посадили.
Пе
pвый:
— Я на пять минут опоздал на
pаботу, и меня обвинили в саботаже.
Вто
pой:
— А я, наобо
pот, пpишёл на пять минут pаньше, и меня обвинили в шпионаже.
Т
pетий:
— А я п
pишел точно вовpемя, и меня обвинили в подpыве советской экономики путем пpиобpетения часов в капиталистической стpане.

Логика рассматриваемого нами постулата едва ли не впервые появилась в главе «Ваикра». Почему человек, согрешивший по ошибке, без всякого злого умысла, должен приносить жертву? Ведь он может лишь попросить прощения!

Нет, все не так просто. Прежде всего, согрешивший должен понести наказание (в данном случае и материальное, ведь жертва стоит денег) и, кроме того, жертвоприношение — это тщательно разработанная церемония, со своим ритуалом. Ритуал этот призван помочь человеку на своем личном уровне осознать ошибку, причины, которые к ней привели, и больше так не поступать.

Все жертвы за проступки, совершенные по ошибке, приносятся как коэнами, так и простыми евреями. Этим Всевышний демонстрирует, что ошибиться может каждый, никто не идеален, все подлежат Его суду, и никто не свободен от ответственности.

При всех видах повинных жертв человек сначала должен полностью возместить ущерб, нанесенный другому (обычно это сумма ущерба плюс 20%), и лишь после этого приступить к ритуалу жертвоприношения. Таким образом, Всесильный показывает, что, обманув своего ближнего, мы совершаем не меньший, а больший грех, чем при обмане Всевышнего! 


Первосвященник совершает жертвоприношение

Сам же тезис «незнание закона не освобождает от ответственности» приобретает в этой главе более широкое значение, выходя за рамки юридических норм. Если мы чего-то не знаем, это вовсе не означает, что этого не существует, а если это существует, то его нужно принимать в расчет.

Центральное слово в данном случае «ответственность». А где сильнее всего проявляется ответственность человека, как не в экономической деятельности? Мелкое прегрешение, например, получение кредита без шансов его вернуть, невозврат денег другу, который выручил вас в трудный момент, избежание встреч с кредиторами ничуть не лучше коррупции в верхних эшелонах власти и использования денег налогоплательщиков в личных целях. 

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»