Ваешев: долг платежом красен, или кое-что о кредитовании


«Братья продают Иосифа в рабство», худ. Константин Флавицкий, 1855

 

Исполнение долга — это то, чего ждешь от других, но чего сам никогда не делаешь.                                                                                                        Оскар Уайльд

Глава «Ваешев»  объединяет в себе два, на первый взгляд не связанных друг с другом,  рассказа. Первый: история конфликта Иосифа с братьями, приведшая к его продаже египтянам. Второй посвящен истории Иегуды и Тамар.  

Что объединяет оба рассказа? Долг платежом красен. Пожалуй, это одна из самых часто употребляемых в русскоязычном мире пословиц — многие заимодавцы теребят должников, как мантру повторяя эту поговорку. На самом деле есть мнение, что смысл этого выражения прямо противоположен. Изначально эта пословица учила …прощать долги. Дескать, славянские предки русских поступали по-христиански простодушно: одалживая кому-то что-то, возврата никогда не ждали, тем более — не просили и не требовали. А были искренне рады помочь каждому нуждающемуся просто так, без всякой корысти. Когда же долг все-таки возвращали, они густо краснели: им было стыдно принимать его назад. Ну да ладно, это не наша поговорка. Хотя и у славян по поводу возвращения долга есть много выражений, не поддающихся двойному истолкованию: «Умел взять, умей и отдать!» или «Продай хоть ржи, а долгу не держи!» Да и вышеупомянутое выражение недаром со временем приобрело современный смысл: если взял, то изволь вернуть в оговоренный срок на оговоренных условиях. И именно этому посвящена обсуждаемая нами глава.

Сначала мы видим первенца Яакова — Реувена, лишенного отцом первородства за грех прелюбодеяния. Реувен видит свой долг в том, чтобы вернуть Иосифа отцу, надеясь, что в ответ Яаков смягчится и вернет ему первородство.  Брать то он берет, возлежав с наложницей отца — Валлой, а вот отдать… Есть такой анекдот:

Разговаривают два приятеля:
 

— Слушай, уже два часа ночи, а мы тут музыку слушаем, шумим на полную катушку. Соседи не придут ругаться?
— Не придут. Они у меня крупную сумму денег заняли и не отдали. И сразу не только заходить в гости, но даже показываться на глаза мне перестали.

Персонажи анекдота не смогли выполнить взятые на себя обязательства и поэтому вынуждены терпеть безобразия соседа, а в нашей главе вернуть долг не может Реувен, и Иосифа продают в Египет, а старший брат так и не получает желаемого. 

Затем мы переходим к рассказу о Тамар, которая после смерти мужа была отдана в жены его младшему брату — Онану. На Онана возложен долг — продлить потомство своего брата.

О должниках и кредиторах есть другой хороший анекдот:

— Здравствуйте! Вы выдаете кредиты?

— Да.  

— А поручитель нужен?

— Нет.

— А документы?

— Нет.

— Хорошо, а если я кредит не верну?

— Получится, что вы нас обманули. И когда вы предстанете перед Господом, вам будет очень стыдно.

— Ну, когда я еще перед ним предстану...

— Пятого не вернете — шестого предстанете.


«Иегуда и Тамар», неизвестный художник школы Рембрандта

В этом анекдоте кредитор уверен в своих силах, понимая, что должники будут выполнять свои обязательства, не желая раньше времени предстать перед Господом. Онан же свои обязательства выполнять категорически отказывается, изливая семя на землю. Такое поведение было злом в глазах Всевышнего, поэтому новому мужу Тамар раньше времени пришлось предстать перед Ним. 

Кстати, это очень хороший пример для повседневной жизни. Зачастую мы не согласны с возложенным на нас долгом. Допустим, вы подписали кому-то поручительство из добрых побуждений, а он не выполнил свои обязанности по возвращению кредита, и банк заставляет вас погашать этот чужой долг. Вам это кажется полнейшей несправедливостью. Что же делать? Ответ прост: если закон и моральные нормы на стороне кредитовавшей вашего приятеля организации, то надо платить, как бы обидно и несправедливо это вам ни казалось. Именно для таких случаев на иврите существует хорошая поговорка: «Не будь прав, будь умен». Справедливость понятие субъективное, но если закон на их стороне, то лучше заплатить, сначала проведя переговоры с противной стороной и максимально снизив сумму долга (в таких ситуациях банки часто идут навстречу). В этом случае ущерб будет наименьшим. Ну, а потом, естественно, надо извлечь уроки из происшедшего и в следующий раз хорошенько подумать, прежде чем выступать поручителем.                                                                        

Далее мы переходим к Тамар, которая была готова на все, чтобы  ее дети были потомками рода Иегуды отца ее первого и второго мужа. Невестка спланировала все от начала до конца. Она переодевается блудницей и, зная маршрут передвижений свекра, «случайно» встречается ему на пути. Видимо, она хорошо знала Иегуду, если решила, что тот не сможет отказаться от ее услуг. Она предполагала также, что у него, скорее всего, не будет при себе денег и повела разговор так, чтобы он ей оставил в залог именно те предметы, которые он в итоге оставил. Печать, шнур и посох являются символами власти, чтобы у их обладателя не осталось другого выхода, как признаться в содеянном. В данном случае ошибку сделал Иегуда. Есть такая шутка:

Какое сходство между банкиром и неопытной проституткой? Они оба дают в долг!       

Поэтому, опять же, будучи опытным мужчиной, он должен был догадаться, что лжеблудница хочет не деньги, а залог!

Позже Иегуда будет везде разыскивать блудницу, чтобы отдать долг и забрать вещи, но, конечно же, нигде ее не найдет. Потому, что Тамар все тщательно продумала, ее план удался полностью, впоследствии у них родилось два сына: Перец и Зехер. От потомков Переца произошел Моисей.       


«Иосиф и жена Потифара», худ. Гвидо Рени, 1630                       

В истории с Иосифом и женой Потифара Иосиф отвергает ее ухаживания не только потому, что это аморально по отношению к его благодетелю, но и поскольку не хочет брать у нее в долг. Ведь она очень соблазнительная женщина, а он так молод! Конечно, дама его привлекала, но он понимал, что взяв таким образом в долг, он будет вынужден осуществлять ее планы.

На тему цены кредита в последнее время появилось довольно много шуток и анекдотов. Один из них звучит так:

В банке

—Ты умрешь в нищете, совсем один, окруженный только страданиями и болью.

—Простите, что вы сказали?

— Я говорю, все в порядке, распишитесь здесь, и кредит ваш.

В этом анекдоте банкир легко предсказывает будущее клиента, зная условия кредита. В истории с Иосифом и женой Потифара юноша понял сам, что условия кредита неприемлемы. Несмотря на то, что Иосифу пришлось сесть из-за этого в тюрьму, он поступил совершенно правильно, выбрав меньшее из двух зол.


«Иосиф толкует сны в тюрьме», худ. Гербранд ван ден Экхоут, XVII век 

Когда Иосиф толкует сны царедворцев, он связывает свои надежды с виночерпием, но когда последний освобождается из тюрьмы, то не признает свой долг Иосифу. Ведь он же не виноват, его освободили бы и так! 

Из множества анекдотов о возврате долгов лучше всего подходит этот:

Разговор кредитора с должником

— Мне не срочно — долг пока можешь не отдавать... Но если вдруг понадобится — я приеду к тебе с утюгом и паяльником.

Этот персонаж продумал план взыскания долга, а Иосиф такого плана не выработал, поэтому останется в тюрьме еще на два долгих года.

Таким образом, в этой главе Всевышний объясняет нам отношения между кредитором и берущим в долг. Каждый из них должен осознавать, зачем ему это нужно, а действия каждой стороны должны быть строго спланированы. Дающий должен быть уверен, что получит свое обратно, а у берущего должен быть строгий план возвращения долга.

 Михаэль Певзнер, экономист