Ваэра: не уподобляйтесь фараону, или кое-что об искусстве переговоров


«Всевышний превращает посох в змею», худ. Н. Пуссен, 1647

 

 

Тот, кто нарушает договор, освобождает от обязательств другую сторону

Пьер Буаст

Экономические уроки этой главы можно выразить фразой Джона Кеннеди: «Лучше встреча в верхах, чем на краю пропасти». Да, эта глава, как и предыдущая, рассказывает о переговорном процессе.

Итак, Моисей с Аароном приходят к фараону с просьбой отпустить евреев на три дня в пустыню принести жертвы Всевышнему. Демонстрируя силу Г-спода, Моисей превращает посох Аарона в змею. После того, как жрецам удается то же самое, властелин страны даже не хочет продолжать беседу с визитерами, выгоняя их из дворца. Фараон не обратил внимания лишь на одну деталь: посох еврея уничтожил посохи придворных жрецов — этим Всевышний намекает, кто здесь главный, побуждая властителя Египта к переговорам. Сразу вступив в переговоры, фараон избежал бы кризиса в стране, голода, болезней и смерти детей своих подданных.

Но он избирает другую стратегию — ничего не дам, и посмотрим, что ты можешь. Таким образом, своим нежеланием договариваться фараон обрекает свой народ на многие беды.

Так начинаются казни египетские. В этой главе приведены первые семь казней: кровь, жабы, вши, дикие звери, падеж скота, язвы и град. Почему они выделены в отдельную главу, а о трех последних казнях говорится уже в следующей? Потому, что пока не произошло ничего непоправимого, и ущерб еще можно компенсировать.  

Внимательно рассмотрим поведение фараона с началом казней. Когда воды Нила превращаются в кровь, он не реагирует. Почему? Потому, что лично его это никоим образом не коснулось. В его дворце, разумеется, питьевой воды было предостаточно.


«Казнь жабами», худ. Маттеус Мериан, 1625

Когда он изъявляет желание поговорить с Моисеем? Лишь после нашествия жаб. Потому, что жабы оказались и в его дворце, мешая ему лично!

Тогда он просит Моисея убрать эту напасть, обещая отпустить еврейский народ и… обманывает. В главе Ваэра властелин Египта говорит с Моисеем еще два раза, и все происходит по тому же сценарию. Когда посланное свыше наказание приносит дискомфорт фараону лично, он обещает отпустить евреев и обманывает. Напомним, что следующие раунды переговоров происходят после нашествия диких зверей, которые заполняют территорию дворца фараона, и огненного града, который столь силен, что властелин не может выйти из своих покоев.

Тем не менее в глазах подданных фараон выглядит наилучшим образом. Ведь как осчастливить людей? Ухудшить их положение, а потом вернуться к статус-кво. В вашем доме лягушки, по квартире ходят дикие звери, а за окном смертельный град. Что делает главный египтянин? Решает проблему. Ведь именно после его вмешательства лягушки дохнут, дикие звери уходят, а град прекращается. То есть, фараон разрулил ситуацию! Соответственно, его популярность в народе возрастает, так что это противоборство ему только на руку.   

Другое дело — его подданные. В этой главе они проходят путь от полного отрицания проблемы до ее принятия. Этот ментальный переход у многих и сегодня проходит очень болезненно, а слишком позднее осознание проблемы чревато экономическим крахом.

Сначала человек думает сам и убеждает всех окружающих: «Да всё в порядке», «Что вообще может случиться?», «С нами это не произойдет» и т.п. Успокаивает себя: «Эти идиоты в банке не понимают, что мои трудности временны, поэтому ограничили мой счет. Неужели трудно пойти человеку навстречу, ведь скоро все наладится!».

Из этой недельной главы можно сделать простой вывод: проблемы надо решать в самом начале. Здесь точно описана исходная точка проблем в Египте — они начинаются, когда фараон впервые выгоняет Моисея с Аароном из дворца. Есть хорошая русская поговорка: не сули царства небесного, да не толкай взашей. Властелин Египта ее не знал, за что и поплатился. 


«Седьмая казнь — огненный град», худ. Джон Мартин, 1823 

В сложных ситуациях людям трудно понять, когда все пошло не так. Возможно, когда они соблазнились «выгодным» предложением банка, или не обратили внимания на предупредительное письмо. А может быть возмутились величиной платежа, и вместо того, чтобы все выяснить, их сердце возопило: «не буду платить», и «укрепилось» подобно сердцу фараона. В результате пришлось познакомиться с судебными приставами.

Какой общий вывод можно сделать из главы Ваэра? Посмотрите на действия властелина Египта и ведите себя с точностью до наоборот. Не уклоняйтесь от переговоров, а ведите  их, не «укрепляйте сердце», а осознайте новую реальность и соответствуйте ей.

 Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»