Ваелех: никто не идеален, или ошибка — это не крушение

Моисей передает бразды правления Иисусу Навину

В этой главе Моисей передает бразды правления Иисусу Навину. После подробных инструкций, которые Моисей дает преемнику, они оба предстают перед Всевышним, который рассказывает о грядущем грехопадении своего народа.

И сказал Бог, обращаясь к Моисею: когда уйдешь ты к отцам твоим, и поднимется народ этот, и распутно служить будет чужим богам страны, в которую он придет, и оставит он Меня, и нарушит союз Мой, который Я заключил с ним (Ваелех 31:16)

Возникают два вопроса. Во-первых, зачем сообщать Моисею о грядущем падении? И если Всевышний заранее знает об этом, то почему не пытается предотвратить?

Ответить на эти вопросы поможет модель изменения поведения, разработанная в 1982-м году американскими психологами Джеймсом Прохазка и Карло Ди Клементе. Они изучили данные об отвыкании от различных зависимостей (курение, алкоголь и т.п.), выявив общие закономерности, характерные для всех случаев успешного изменения поведения.

Авторы утверждали, что естественно добиваться изменений не сразу, а посредством небольших продвижений от одной стадии к другой. При этом возврат на более ранние стадии процесса считается допустимым, а регресс не рассматривается как провал.

Изменения в поведении изображаются в виде круга, а не линейной последовательности шагов. Круг начинается, когда мы задумываемся о необходимости изменения. Затем мы оцениваем преимущества предполагаемых изменений и готовимся вести себя в соответствии с новой моделью. После этого начинаются специфические изменения в образе мыслей и в поведении, постепенно они укореняются и становятся автоматическими действиями.

Почему же процесс падения и отступления является неотъемлемой частью позитивных  изменений? Потому, что взгляд на падение, как на неотъемлемую часть процесса, позволяет человеку подняться и идти дальше к намеченной цели.

Джеймс Прохазка Карло Ди Клементе

Многие думают, что, оступившись, человек возвращается к исходной точке. Но модель Прохазка — Ди Клементе отвечает однозначно: нет! Регрессия естественна, ничего не поделаешь, никто не идеален. Но даже падение можно истолковать двояко: как полное крушение или как ошибку. Если человек расценивает регрессию как полное крушение, то ни о каком успешном завершении процесса речи быть не может. Но если рассматривать падение как ошибку, то человек встаёт и продолжает движение к намеченной цели.

Моисей объясняет Навину очень важную вещь: без падений не обойтись! Если будешь к ним относиться как к тотальному краху, то никогда не сможешь привести народ к намеченной цели. Но если сделаешь правильные выводы, то снова поднимешься и поведешь за собой людей. Кроме того, падение не неизбежно. Если помнить о его возможности, то само падение зачастую можно предотвратить.

В повседневном экономическом поведении семья может совершать много ошибок. Вдруг появляется какое-то «супервыгодное» мероприятие: отдых за границей «почти бесплатно», духи или обувь по «бросовой цене» и многое другое. Могут быть и более серьёзные экономические ошибки: кредит без реальной возможности его выплатить, приобретение дорогого автомобиля, который семье не по средствам, и т.д.

Если мы вовремя распознаем ошибку, то сможем и предотвратить её, а со временем научимся не обращать внимания на ложные соблазны, и жизнь по средствам войдёт в привычку.

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»