В ожидании чуда

В ожидании чуда

Даже несмотря на явную дискуссионность многих наших публикаций, редкий материал вызывал столько противоречивых откликов, как статья Романа Гольда «Остановите землю — я сойду» (№10, октябрь 2013) о проблемах постсоветского еврейства. 2500 просмотров за два дня только на странице «Хадашот» в Facebook, почти 250 лайков на сайте — и это не считая репостов на других ресурсах (где комментаторы тоже за словом в карман не лезли) и реакции на печатную версию.

В результате мы получили максимально широкий спектр оценок — от одобрительно-восторженных до сдержанно-скептических, а то и резко негативных. Вот лишь некоторые из них:

Chaim Naimark

Я вижу один смысл в содержании еврейского зомби в СНГ — в следующем поколении вне 3-5 крупных городов СНГ не останется евреев, да и в тех община станет бизнес-клубом. Значит, сейчас уходящая возможность, заставив труп плясать, выманить на его судороги еще какое-то количество евреев и тех, кто может стать евреем. Выманить и увезти. И все. И это оправдание всего того стыдобища, о котором пишет Рома. Я мечтаю, Рома, чтобы в России не осталось ни одного еврея.

Marina Borodyanskaya

Проблема поднята правильно, но ...просматриваются чьи-то «уши». А как бы издавалась та же газета без «подачек», как без них получали бы гонорары авторы (или они гордо отказываются от них)? Ведь ее практически не покупают и даже бесплатно на нее не набрасываются. Это тоже один из проектов. Так что начинать надо в первую очередь с себя  и не попрекать стариков бесплатной похлебкой в синагоге. Стипендии учащимся это «как женщинам — не за любовь, а за потраченное время». Как это понимать? Позволю напомнить о второй древнейшей профессии после таких женщин, и это отнюдь не студенты, а журналисты со своими инсинуациями. Меценаты вправе распоряжаться своими деньгами — помочь образовательному проекту, синагоге или приюту для животных. Ощущается, что в Ваад они не поступают в желаемом количестве, поэтому в такой форме очерняются реальные финансируемые проекты.

Constantin Bogovin

Отличная статья Романа Гольда. Печальный итог 20 лет т.н. «возрождения». Обидно за спонсоров, деньги которых не только бездарно потрачены, но и нагло разворованы.

Елена Захарова

Заходите к нам в еврейский лагерь J-Camp под Москвой. Он создан, как вы и просили, по инициативе снизу. Родители платят большие деньги за то, чтобы их дети туда попали. А дети выбирают его, потому что он лучший. Не из еврейских. Вообще. И такая тенденция развивается. К нам даже из других стран приезжают, полностью оплачивая проезд. И это только один из примеров того, что происходит в России.

Элиэзер Шифнайдель

Роман прав, тысячу раз прав... кто хотел быть евреем,уже давно перебрался в Израиль, все остальные через поколение-два без искусственных подачек ассимилируются... Евреи!!!... Ради своих детей и внуков возвращайтесь в Сион.

Ирина Савицкая

Души разной величины и предназначения приходят в этот мир. Одни — чтобы потреблять, другие — чтобы сеять свет. Выявлять потенциал, оберегать и пестовать тех, кто ещё не вырос. ...Я бы не спешила хоронить русскоязычное еврейство. Кто знает, в чём, когда и как проявится Высший замысел. Нам ли, не видящим причинно-следственных связей, судить о Его промысле. Многие приходят в синагоги не для того, чтобы поговорить о делах. А именно к Нему.

Эквивалентны ли материальные затраты на выявление искр чистоты и святости, затерянных в пространстве и времени? Этого я не знаю и сосчитать, увы, не могу. Окна Храма были устроены так, чтобы не пропускать внутрь свет, а изливать Свет вовне. Чтобы Свет Святая Святых изливался за пределы Храма, светил евреям и другим народам. Возможно, раз нет Храма, то можно волевым человеческим решением отменить распространение Света? Или всё-таки подумать о том, что если зажигаются звёзды, то это кому-нибудь нужно? Может быть, Ему?

Arskiy

Очень честная и правдивая статья, автор прекрасно знает материал. Попытки возродить еврейскую жизнь в Украине фальшивы, насаждаются за заморские деньги и не находят должного отклика и отдачи, для которой предназначены. Нет массовости и энтузиазма, нет духовного спроса... Гуманитарная помощь, толпы функционеров и советский стиль добровольно-принудительного еврейства вечными быть не могут. Или поколения сменятся, или уедут все евреи. А пока удерживают их там ...читай статью.

semen48

Понятно беспокойство автора по поводу коммерционализации еврейской жизни на просторах СНГ вообще, а в Украине в частности. В нормальной стране для участия в еврейской жизни надо платить налог. В Германии, например, это 8% от зарплаты. В СНГ наоборот — без денег никто уже ничего не делает. Таким образом, появился специфический еврейский бизнес, когда ловкие дельцы «умело» осваивают бесконечные финансовые потоки из-за границы. 

Iosif

Может быть, попытки возродить еврейскую жизнь больше напоминают реанимацию со всеми ее проблемами, долгую и болезненную, а все же не опыты с гальванизацией трупов? Мы в Украине чувствуем не менее, чем автор, боль, а иногда и жгучий стыд от уродливых проявлений еврейской жизни в галуте, от бизнеса на религии, заорганизованности и шаблонности еврейских мероприятий, приманивания евреев методами «прикармливания» и пр. Если общины вне Израиля по сути нет, то, может быть, доводя мысль автора до логического конца, настало время «отключить кислород» и направить затрачиваемые средства в Эрец Исраэль?

Хотя... пока есть хоть один галутный еврей, нуждающийся  в помощи, можно ли прекратить его поддерживать, записав во «второй сорт» или поставив клеймо «не желающего выйти из Египта». Ведь и автору помогла прийти к еврейству и репатриации и еврейская школа, и еврейские библиотеки, и студенческие лагеря, и «Бней Акива», и Мидраша Ционит...

--------------------------------------------------------------------------

Прежде всего, хочу успокоить (или расстроить) тех, кто усмотрел в упомянутой статье «сионистскую пропаганду», — евреи в Украине останутся. По меньшей мере, значительная их часть. Но именно евреи, а не еврейская община — и в этом был основной посыл автора и редакции. Поэтому главный вопрос не в том, можно ли быть евреем вне Израиля, — это вообще не вопрос — поговорите с сатмарским хасидом из Лондона, голливудским продюсером из Беверли-Хиллз или сапожником с острова Джерба. Проблема в другом — имеем ли мы право называться общиной или все-таки уместней говорить о «еврейском населении Украины». Ни в коей мере не претендуя на истину в последней инстанции, я бы определял общину (и писал об этом неоднократно) как реализованную потребность в национальной жизни. И если это действительно НАША (рядовых членов общины, а не ее функционеров) потребность, то на ее удовлетворение (как и любой другой потребности) обычно идут некоторые усилия. Обычно НАШИ. Другими словами, община — это то, что остается от еврейских организаций при отсутствии к ним исключительно потребительского интереса.

Мне возразят — в Украине существуют десятки еврейских газет, хореографических и вокальных коллективов, молодежные клубы и кружки по интересам — от «рейзеле» до «клуба любителей Торы» — это ли не свидетельство существования общины? Что ж, тогда, наверное, в начале 1930-х в УССР процветала еще более мощная община, инфраструктура которой насчитывала почти 800 еврейских школ, около 30 техникумов с обучением на идиш, 24 газеты, 9 стационарных театров и т.п. Или все-таки не было общины? Ведь в один непрекрасный момент все это исчезло. Исчезло по указке сверху, откуда, впрочем, оно и возникло. И никто из членов «общины» не смог этому воспрепятствовать.  И чем это отличается от нынешней ситуации? Тем, что «верх» сегодня — не ЦК КП(б)У , а зарубежные спонсоры, которые вовсе не обязаны кормить заокеанских братьев, в то время как их собственные общины переживают нелегкие времена. Или отечественные олигархи, чьи интересы могут лежать вовсе не в плоскости еврейской благотворительности. Я вовсе не тешу себя иллюзиями — в случае коллапса газета «Хадашот» закроется точно так же, как и десяток листков, существующих лишь для того, чтобы осветить «галочное» мероприятие организации-учредителя, бодро отрапортовав об очередном семинаре, концерте, заседании правления и т.д. В этой связи упрек в очернении «реально финансируемых проектов» выглядит смешным — это слишком экстравагантный метод фандрейзинга, нам было бы проще безудержно пиарить реальные проекты Ваада, которых более 20, а не поднимать темы, которые еврейские СМИ упорно выносят за скобки.

Понимаю, что проще всего обвинить редакцию в желании «отобрать бесплатную похлебку у стариков», связать по рукам меценатов и лишить стипендии студентов — за то, что раз в неделю в течение двух часов изучают свою (?) традицию. И в мыслях не было. Во-первых, стариков надо кормить, никак не увязывая это с их участием в молитве, а меценаты пусть себе строят на здоровье пустующие синагоги — имеют право. Вот только община (если она все-таки существует) состоит не только из неимущих и олигархов. Кому-то (слишком многим) очень удобно сегодня не выходить из катастрофической ситуации начала 90-х (когда речь, действительно, шла о реанимации), не замечая, что крепкий еврейский средний класс вполне в состоянии обеспечить свои национальные потребности. Если, конечно, захочет. Иногда это уже происходит, и в этом контексте уместна ремарка нашей московской читательницы о лагере J-Camp, добавим к этому образовательную конференцию «Лимуд», предполагающую платное участие, не дармовые билеты на некоторые молодежные мероприятия и т.п. Лично для меня — именно это повод для оптимизма, а не бесперебойная подача кислородных подушек для поддержания общинной жизни — столь необходимых 20 лет назад и играющих зловещую роль сегодня, потому что многие вполне здоровые евреи по-другому дышать уже не могут.

Я далек от мысли, что печатное слово может перевернуть мир. Но повернуть его на доли градуса мы в состоянии. Если просто будем называть вещи своими именами. Лицемерие — лицемерием, инфантильность — инфантильностью, а иждивенчество — иждивенчеством. Они ведь не возникли ex nihilo, а стали результатом (пусть и побочным) еврейского возрождения, что признают даже те, кто не заключает это слово в кавычки. Никто не спорит с важностью поощрения ребенка, усаживающегося за книжку, но этот этап мы уже прошли — нельзя двадцать лет ходить в первоклассниках, и естественно предположить, что ребенок достаточно подрос для понимания ценности чтения самого по себе и уже в состоянии приобретать понравившиеся книжки. Да, переориентация с потребительского вектора на созидательный принцип ЛИЧНОЙ ответственности (материальной, организационной) за судьбу общины своего местечка, города, страны, безусловно, означает полную реструктуризацию общинной работы. Реструктуризацию, в результате которой останутся лишь те организации или общины, членам которых действительно важно идентифицировать себя именно с этой структурой, и за это «важно» они готовы чем-то поступиться, а что-то привнести. Чем чреват подобный переворот в сознании? Наверное, тем, что все построенное за эти годы (а построено было немало) в один миг станет никому, кроме наших функционеров, ненужным? Тогда чего мы как община стоим? И зачем она нам нужна? Как опора в собственной слабости или свидетельство собственной силы? Лично вы как думаете?

Михаил Гольд, главный редактор 

 

Слово автору

Возмущенные отзывы, полученные мной на обсуждаемый материал, сводятся, главным образом, к тому, что я не упомянул примеры успешных еврейских общинных проектов, построенных «с нуля», по инициативе и на средства самих членов общины. Пользуясь форматом респонса, поясню, что упоминаний этих не было в силу нескольких причин.  

Первая причина — эмоциональная — материал написан в формате колонки, а не аналитической статьи и не общинного исследования. Он отражает ощущения человека, выросшего на постсоветском еврейском пространстве и глубоко знакомого с жизнью нескольких десятков общин и общинных проектов. Вторая — рациональная: позитивные примеры являются все же исключениями, подтверждающими правило. И если представить себе карту еврейской общинной жизни СНГ, то проекты, созданные по инициативе «снизу», будут занимать такой же процент площади, как государство Израиль на карте мира. Но главная причина — осознанная провокация: материал, выдержанный в весьма радикальной тональности, заставил снова говорить о проблеме, с которой все свыклись и которая стала столь привычной, как застарелый радикулит. Говоря о практических шагах, я буду рад описать «кейсы» позитивных моделей еврейских образовательных и общинных проектов на территории СНГ.

Так или иначе, но главный общинный вопрос сводится сегодня к гилелевскому: «Если не я за себя, то кто за меня?». На который так и напрашивается анекдот о двух вариантах решения проблемы: реалистичном — прилетят инопланетяне (отечественные олигархи, зарубежные спонсоры и т.п.) и всех спасут и чудесно-фантастическом — сами все решим. Лично я верю в чудеса. А вы?

Роман Гольд 

 

рубрика: