В Грозном заложили синагогу

В центре столицы Чечни при участии руководителя группы АСТ, экс-владельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова, главного раввина горских евреев Израиля Янива Нафталиева, мэра города Ислама Кадырова, актера Геннадия Хазанова и игроков иерусалимского футбольного клуба «Бейтар» была заложена капсула на месте строительства будущей синагоги Грозного.

Ашкеназская синагога в центре города существовала до 1930-х годов, затем власти «перепрофилировали» ее в музыкальную школу, а во время первой чеченской войны здание было разрушено. Переговоры о восстановлении храма начались еще в 2007 году в ходе визита в Чечню председателя Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновия Когана.

Церемония на месте строительства
будущей синагоги
 

Тогда же от президента республики Рамзана  Кадырова было получено предварительное согласие на возведение синагоги, но только сейчас это стало реальностью. Проект храма еще не утвержден. Строить здание будут чеченские компании. Предположительно, основным спонсором строительства выступит один из самых богатых горских евреев мира, известный предприниматель и меценат Тельман Исмаилов, чье состояние оценивается в $800 млн.

В ходе торжественной церемонии председатель парламента Чечни Дукуваха Абдурахманов объявил, что улицу, на которой будет возведена синагога, назовут именем трагически погибшего в начале 1990-х годов (он был похищен и застрелен неизвестными)  ректора Чеченского государственного университета Виктора Абрамовича Кан-Калика.

К закладке первого камня в основание синагоги был приурочен и товарищеский матч между грозненской командой «Терек» (спонсором которой является тот же Исмаилов) и футболистами иерусалимского «Бейтара» (прибывшими в Чечню на частном самолете владельца АСТ). Прием в аэропорту чеченской столицы превзошел все ожидания израильтян: высокопоставленные чиновники, масса фотографов, национальные танцы, приветственные плакаты на иврите. «Словно к ним прибыл мадридский «Реал», —  признается один из игроков. — Я на один день почувствовал себя Роналду».

Дата открытия синагоги, которая расположится рядом с мечетью «Сердце Чечни» и православным храмом Михаила Архангела, пока неизвестна. По словам объединения еврейских религиозных общин Санкт-Петербурга Раши Рабаева сложность состоит в том, что необходимо вписать синагогу в общую архитектуру города.

— Хотелось бы, чтобы здание было в восточном, мавританском стиле, как Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге, — заявил Рабаев в интервью «Известиям». — В ближайшее время начнем восстанавливать и приводить в порядок кладбище, а потом шаг за шагом строить синагогу.

Главный раввин России Адольф Шаевич подчеркнул, что у еврейского храма в центре Грозного вряд ли будет много прихожан, и с ним трудно не согласиться. В 1970-е годы прошлого века в Грозном проживало около 10 тысяч евреев, в основном горских, и незначительное количество ашкенази. Как отмечает журналистка Майнат Абдулаева, местные евреи были прекрасно интегрированы в чеченское общество — из всех населявших тогдашнюю Чечено-Ингушетию народностей самые тесные связи и дружеские отношения с чеченцами были у евреев. Именно евреи составляли едва ли не половину музыкантов чеченской филармонии и симфонического оркестра. Многие из них танцевали лезгинку и знали чеченскую народную музыку, чуть ли не лучше самих чеченцев, и практически без акцента говорили на чеченском. Главным режиссером грозненского театра был Арсений Ридаль. В свою очередь, чеченцы с большим уважением относились к местным евреям. Есть даже апокрифическая история о том, что когда чеченцев и ингушей депортировали в Среднюю Азию и Сибирь, единственным народом, не посягнувшим на добро и дома высланных, были евреи. Якобы грозненский раввин запретил прикасаться к имуществу несправедливо депортированных. 

Впрочем, все это в прошлом. После начала первой чеченской войны практически все еврейское население покинуло территорию республики. О похищениях евреев  с последующим требованием выкупа не раз сообщали местные и израильские СМИ.

По словам пожелавшего остаться инкогнито чиновника департамента по национальной политике Чечни, согласно результатам последней переписи, в республике в настоящее время проживает 2 (два) еврея. Правда, принять участие в праздничных мероприятиях по случаю закладки будущей синагоги они отказались. Наверное, так спокойнее.

Вопрос о том, кто будет молиться в роскошном (а в том, что он будет роскошным не сомневается никто) храме, остается открытым. Разве что туристы да заезжие бизнесмены, которых власти республики всегда рады видеть в глянцевом Грозном.   

Максим Суханов

рубрика: