Святее всех святых

харедим в Израиле Автобусы в Израиле – это не просто средство передвижения, а целый мир. В автобусах обсуждают наболевшее, находят друзей, молятся. Мне даже известен случай, когда в автобусе знакомились через шадхана (и, кстати, впоследствии поженились). Отдельный подвид автобуса — автобус кошерный. 

Сразу оговорюсь: если колёса автобуса раздвоены, а водитель жуёт (или даже отрыгивает) жвачку, это ещё ни о чём не говорит. Кошерные  автобусы — относительно свежий плод творчества активно мыслящих ультраортодоксов  с буйной фантазией.

Это автобус, где дамы сидят сзади, а джентльмены спереди. Дабы не смотреть лишний раз на женшину и не поддаться мыслям греховным... Исходя из этой логики, мужчины на маршруте Бейт-Шемеш — Бней-Брак особо подвержены такого рода мыслям. Людей, которых такая схема рассадки не устраивает, вежливо просят пересесть и — к чести харедим — просьба эта носит, как правило, рекомендательный характер. Случается, правда, что сидящая впереди дама отказывается уйти с глаз долой в хвост салона, слово за слово, и в стране разгорается очередной «автобусный» скандал. Мы бы не стали муссировать эту тему, если бы неожиданной героиней последнего такого всеизраильского скандала стала не феминистка в мини-юбке из северного Тель-Авива, а религиозная (и, разумеется, кошерно одетая) мать двоих детей, жена недавнего посланника киевского образовательного центра «Мидраша Ционит» рава Пинхаса Розенфельда, неоднократно выступавшего на страницах «Хадашот».       

Но для начала цитата из сообщения русскоязычного израильского агентства «Курсор»:
Группа ультраортодоксов устроила дебош в автобусе 497-го маршрута, следовавшего из Бейт-Шемеша в Бней-Брак. Скандал вспыхнул в тот момент, когда один из пассажиров-харедим потребовал от женщины пересесть в заднюю часть автобуса. Она отказалась, что моментально накалило страсти. Пассажиры, в большинстве своем – харедим, блокировали автобус и не позволили ему ехать дальше. На место был вызван наряд полиции, задержавший устроившего скандал ультраортодокса и еще одну женщину, мешавшую полицейским выполнять свою работу. В знак протеста в автобус полетели камни. 

После того как мы узнали как всё было «на самом деле», давайте послушаем саму Рахель. Хотя, в принципе, кто она такая? Откуда ей знать о случившемся, если она не читала на сайте «Курсора» о том, что с ней произошло? Ладно, ради галочки, приведём и ее версию.

Итак, Рахель хотела навестить свою сестру в Бней-Браке. Взяла с собой двух маленьких детей – Элияху (2,5 года) и полугодовалую Ширель – и села в рейсовый автобус №497. Автобус оказался кошерным. А Рахель уставшей. Вместо того, чтобы тащиться с двумя детьми через весь салон, она просто села на переднее сиденье. Через некоторое время к ней подошла женщина ивежливо попросила пересесть. Рахель так же вежливо объяснила, что не может откликнуться на столь заманчивое предложение – с двумя  маленькими детьми на руках. Женщина собралась уже было уходить, но в разговор вмешался водитель. Которого, судя по всему, харедим уже давно достали, о чем он, воспользовавшись случаем, и сообщил им, попросив отстать от Рахель и вести себя прилично в общественном транспорте. А заодно пригрозил вызвать полицию. Это был вызов! И бой был принят! Из недр салона проклюнулся странный гражданин в чёрной шляпе. Чёрную шляпу водители автобусов уже давно достали, о чем он, тоже воспользовавшись случаем, и сообщил, попросив вызвать полицию, раз водитель такой умный и будет тут людей морали учить. Водитель, таки да, вызвал. Шляпу, таки да, скрутили. А заодно задержали и женщину, предложившую Рахель пересесть. Ну, в самом деле, если задерживать, так по-крупному. Представителей обоих полов. Чтобы гендерное равенство соблюсти. А камней, – так их вообше не было...

Через некоторое время Рахель позвонили из полиции: «Напишите, пожалуйста, заявление на шляпу и его напарницу – вежливую женщину.Скажите, что они к вам приставали. Ну или, как минимум, совершали по отношению к вам «противоправные действия». А то мы их задержали, а обвинить ни в чем не можем... Нехорошо как-то получается. Выручайте...». Рахель отказалась, объяснив, что к ней, собственно, никто не приставал. Полиция была разочарована. Но было уже поздно. Начались звонки из газет, потом радио – Рахель всех призвала жить дружно, заявив, что никто ее не обижал. Потом пришел фотограф из газеты «Маарив», и, наконец, позвонили с телевидения. В телестудию Рахель идти не захотела — зачем ей туда переться, когда дома двое детей. Но зато она снова повторила тезис о том, что нужно жить дружно, и, вообще, если мы перестанем обижать друг друга, мир станет чуточку лучше. 
Жаль, что многие так и не услышали (да, думаю, и не услышат) Рахель, зато одни оставят полные ненависти коментарии под статьёй на «Курсоре»:  

...набить морду бы этим дикарям не помешало бы... А можно мягче – газовым баллончиком в наглые зенки и раздутые уродливые дырки ноздрей;

...от этих уродов весь бардак в стране. Пора их отделить от нормальных людей;

...надо для харедим отдельные автобусы пускать – скотовозы!!

А их оппоненты те, что в шляпах, разобьют камнями стёкла в другом автобусе компании «Эгед». 

Наверное, чтобы прислушаться к мудрому совету кота Леопольда, нужно сперва разобраться в причинах все углубляющегося раскола между светскими и ультрарелигиозными израильтянами. За комментариями мы обратились к мужу Рахель и другу «Хадашот» раву Пинхасу Розенфельду.

— На самом деле никаких галахических оснований для автобусной сегрегации нет, — говорит р.Розенфельд. Согласно галахе, даже молиться мужчины и женщины могут в одном помещении, если это не зал синагоги, а, скажем, комната в общественном учреждении. Сегодня харедим ведут неравную борьбу с постоянно меняющейся действительностью и передовыми технологиями. В отчаянных попытках оградить огромную общину от проникновения внешнего мира они возводят высокие ограды на дальних подступах к Торе. Условно говоря, чтобы не бороться потом с распространением порно, раввины уверяют, что даже взгляд в сторону женщины уже грех. Параллельно идет борьба против Интернета, айфонов, всяческих гаджетов. Улицы Меа Шеарим увешаны «пашквилями» вроде «Владельцам айфонов вход в квартал запрещен», популярны комиксы, где ортодокс, купивший айфон для чтения Талмуда, в конце концов, падает с обрыва, теряя свой штраймл.

На мой взгляд, это тупиковый путь. Нельзя до бесконечности сужать границы дозволенного. Мы привыкли, что человек, укравший миллион, считается вором, а некто, стянувший в детстве ластик у друга, им не считается и это нормально. Можно, наверное, объявить преступником и его, но именно тогда, поскольку барьер уже пройден, он и покатится по наклонной. В любом случае игра с границами очень опасна.  

Есть еще один аспект. Харедимная среда (как и любая другая) далеко не однородна. Но слышат обычно тех, кто громче всех кричит, то есть сторонников тотального устрожения всего и вся. Например, недалеко от нас работает магазин, где есть «женские» дни, а есть «мужские», дабы полностью исключить контакты между полами.

А самих харедим не оскорбляет самообвинение в склонности к похоти? Неужто их вера так слаба, а мысли так грязны? А мировоззрение столь шатко, что его может подкосить все, что угодно, вид женщины, новый айфон…

Должен заметить, что на человека религиозного, действительно чистого душой, вид женщины влияет весьма сильно и в этом признак его чистоты. Да, ему далеко до завсегдатая дискотек, которого вид полуодетых девушек давно не трогает. Такая вот  наивность, которая, как сказал один писатель, свидетельство не глупости, а чистоты души. При этом, за 1500 лет до Фрейда мудрецы Талмуда понимали, что эта сфера человеческих отношений очень влияет на все наши мотивы и поступки. Сказано даже, что человек, не испытавший настоящей любви к женщине, не в состоянии любить Всевышнего.

Очевидно, что на то, что в светском обществе давно общепринято и не порицаемо, в ультраортодоксальном наложен строгий запрет. Именно отношения между полами для харедим сегодня главное поле боя. Вид женщины это словно мост, соединяющий оба мира, и ультраортодоксы хотят этот мост сжечь в попытке удержать свою паству от тлетворного влияния.  

Это ли не явное подтверждение тезиса о том, что Тора сегодня не объединяет, а  разделяет народ Израиля в прямом и переносном смысле? Никогда еще харедимный мир не был так далек от еврейского мейнстрима…  

Когда человек (или коллектив) борется с каким-то внутренним вирусом, ему не до внешних оценок. Возможно, харедим огорчает, что их образ жизни столь маргинален в глазах окружающих, но ради «улучшения имиджа» они не готовы отказаться от своих ценностей. Кстати, иногда именно эта бескомпромиссность и непримиримость и привлекает неофитов, ищущих крепкий идеологический стержень. Они его находят в общине, которая готова отстаивать свои идеалы до конца и плюет на то, что об этом думают в «большом» мире.  

Ну, хорошо, сегодня кошерные автобусы и магазины, а что завтра? Какую стену воздвигнут харедим вокруг своего гетто?  

Полагаю, ультраортодоксальное общество вступает в период полураспада да и сегодня в этой огромной общине не все зомбированы. Этот сектор, вероятно, ждет размежевание по двум основным направлениям v наиболее стойкие будут кричать, что костьми лягут за самые святые в их понимании заповеди отказ от службы в армии, невыход на рынок труда и т.п, другие будут без лишнего шума строить мост для перехода на другой берег учиться на каких-то курсах, подрабатывать. Перелом наступит, когда критическая масса людей выйдет из гетто и сможет существовать в условиях культурного контраста внутри израильского общества. Как это, собственно, и происходит с харедим вне Израиля они не пойдут в один ресторан с неевреями и не будут совместно отмечать праздники, но при этом сидят с ними за соседними компьютерами, платят налоги и чувствуют себя полноправными гражданами страны. В израильском обществе этот контраст, несмотря на территориальную общность, построить сложнее, и это тот вызов, на который должны дать ответ главы поколений.                     

Александр Логвиненко, гл. ред. журнала «Лев», специально для «Хадашот» 

рубрика: