Сравнительное тирановедение

Говорят, что человеческий глаз способен различить сотни цветов и тысячи оттенков. Вполне допускаю. Да какой в этом толк, если черно-белая картина мира все равно приятней и роднее. Даже тем, чья пропускающая способность души (а не только сетчатки) должна быть выше, чем в среднем по палате. 
Сталин жил. Сталин жив?  

Это я об интеллигенции. Современной. Либеральной. Широко мыслящей. Модное утверждение, словами Боруха Горина, о двух равных злах — нацизме и сталинизме — идеально укладывается в эту черно-белую схему.

Скользкая, прямо скажем, мода, при всей антипатии к отнюдь не вегетарианскому советскому режиму. Вот и уважаемый мной собеседник — Виталий Нахманович — в интервью о проблеме коллаборационизма (см. «Украинцы между Сталиным и Гитлером», №6, 2013) подчеркивает, мол, не вижу разницы в смысле морали ни между Гитлером и Сталиным, ни между режимами, которые они возглавляли. Позиция столь же популярная, сколь и странная.  Поскольку не видеть разницы между Освенцимом и Гулагом и между сталинской политикой в отношении, допустим, крымских татар или чеченцев, и гитлеровской в отношении евреев или цыган — мягко говоря, лукавство. И этот «монохром» так же тенденциозен, как характерное для советских времен абсолютное противопоставление Гитлера и Сталина.

Но главный результат подобной риторики вполне предсказуем — люди, справедливо полагающие Сталина палачом, отказываются видеть в нем палача во всем равного Гитлеру. Особенно уязвимо позиция «оба хуже» выглядит, когда речь заходит о Второй мировой.  Знак равенства, поставленный недавно Леонидом Гозманом между СС и СМЕРШ, это отчетливо продемонстрировал — сталинистов Гозман не переубедил (да и вряд ли  рассчитывал), людей же трезвых и адекватных оттолкнул безмерным упрощением и тотальной нивелировкой всякого зла. Не знаю, как повела бы себя пехота РККА, опереди Сталин Гитлера и окажись Красная армия в 1941-м под Берлином. А как вели себя солдаты вермахта на оккупированной советской территории — знаю. В полном соответствии с моралью инфицировавшего их режима. Подозреваю, что разница все-таки есть…  

Бороться с наследием Сталина его же методами ради утверждения единственно правильных ценностей — цель сомнительная. У зла много оттенков и хорошо бы их различать. Митрополит Андрей Шептицкий имел не больше оснований для любви к Виссарионычу, чем его нынешние беспощадные критики. Тем не менее в августе 1942-го, имея возможность сравнить, он писал, что «...немецкий режим, наверное, даже больше, чем большевистский, является злом, настоящим дьявольским злом». Здесь стоит заметить, что слово дьявольский из уст митрополита — не просто фигура речи, такими определениями не разбрасываются.  Неужели кто-то всерьез полагает, что преступления Сталина станут меньше оттого, что Гитлер и нацизм перестанут быть абсолютным злом, если хотите, эквивалентом Зла? Не слишком ли много чести для упыря?

Михаил Гольд