Россия: еврейство как таблетка от скуки

Современный мир — это большой McDonalds. Из страха потеряться в нем людям более, чем когда бы то ни было, свойственно держаться своих корней. Или, за неимением оных, выдумывать их.

В сегодняшней России, к огромному сожалению, мы наблюдаем ценностно-нормативный вакуум. Перед русским сознанием стоит слишком много противоречий и неразрешимых вопросов. Для большинства населения не ясна ни цель жизни, ни ее образ.

Непонимание того, что значит «быть русским», часто заводит молодежь в самые разные места. Например, в мечеть. Или в синагогу. Вдобавок слишком многим просто-напросто сложно учиться, скучно работать, невкусно есть, негде гулять, не с кем спать. А тут сразу столько новых занятий и знакомств!

Евреем сегодня быть хорошо! Здешние евреи обласканы властями, а успехи израильтян впечатляют. «Симпатичное национальное меньшинство», как писал Довлатов, правда, о другой своей половинке. Наконец, стать своим среди грузин, греков или немцев несколько затруднительно, а среди евреев — вполне возможно. Либо пройти гиюр, либо просто назваться еврейским именем и тусоваться с нами, и никто ни о чём не спросит и тем более не выгонит. Наоборот, все будут рады. А документы — ну, завалились за пианино, и никто не смог достать. Мало ли, бывает...

Мне очень приятно, когда поддерживают Израиль. Более того, я убежден, что отношение к Израилю и евреям — мерило адекватности человека. Мне нравится, когда к нам относятся с уважением. Я поддерживаю тех, кто желает узнать о евреях больше. Приветствую тех, кто предпочитает израильские клиники немецким, а пляжи — турецким и египетским. Но те, кто из презрения к собственному семейному альбому претендует на мой, не вызывают у меня ни симпатии, ни одобрения.

То, что составляет суть еврейской души (иногда вне нашего желания и понимания!); то, что по своей природе носит чувственный, интимный, семейный характер; то, за что заплачена очень высокая цена; то, что столь долго и болезненно оберегалось, осмысливалось, ощущалось, отвергалось и вновь принималось, эти люди хотят получить в концентрированном виде, как капли от насморка. Еврейство для них — это таблетка от скуки!

Тут нужно сделать оговорку. Любить того, кто присоединяется к еврейству, — заповедь и традиция. Конечно, безошибочно о намерениях людей судит только Всевышний. Но с человеческой точки зрения желание быть с еврейским народом в Москве февраля 2013-го и, например, февраля 1953-го, мягко говоря, разные вещи.

Израиль, сионизм, община, культура таким людям на самом деле глубоко безразличны, еврейские радости непонятны, еврейские тревоги — недоступны. Я знал девушку из числа неофитов, для которой еврейство сводилось к вопросу о том, перетирают ли клубнику в ресторане при синагоге?! А если нет, то как Г-дь до сих пор это терпит?

Тихим и, на первый взгляд, безвредным умопомешательством дело не ограничивается. Эти люди представляются как евреи (прежде всего в социальных сетях, где возможность получить по морде мала, а прослыть столпом общества велика), пишут и говорят чудовищные и постыдные вещи, позорят еврейский народ. А ведь по ним судят о евреях вообще!

Досадно, когда за твой счет решают свои проблемы с самоидентификацией. Но когда это делают вдобавок в ущерб тебе и твоему доброму имени, это не просто досадно, а возмутительно. Возникает закономерный вопрос: что собственно евреям делать в сложившейся ситуации?

Во-первых, нам самим необходимо относиться серьезнее к собственному наследию, будь оно религиозное или светское. Пока мы сами не поймём, что еврейство — это не тусовка и, наоборот, не мертвая догма, глупо ждать этого понимания извне.

Во-вторых, пора избавляться от сентиментальной и, по существу, лицемерной тяги к разного рода изгоям, фрикам и всем тем, кого другие сообщества людей по веским причинам не желают видеть у себя. Кроме того, следует отчетливее понимать разницу между сыном еврея, «Рабиновичем не с той стороны», и человеком с улицы, который пришел к нам только потому, что все остальные сочли его общество слишком сомнительным удовольствием...

Георгий Дрейер, Polosa 

рубрика: