Понять? Простить?

70 лет назад эта варшавская улица находилась на территории гетто. Сегодня здесь стоит…  коленопреклоненный Гитлер. Автор скандальной скульптуры — итальянец Маурицио Кателлан, чья выставка проходит сейчас в варшавском Центре современного искусства. В бывшем гетто (т.е. на другом конце города) фюрер, оказался, разумеется, не случайно, а по личной просьбе художника.  Ради справедливости отметим, что скульптура выставлена в закрытом дворе дома и увидеть ее можно лишь издалека — через окно в деревянных воротах. Из-за размера статуи и из-за того, что она расположена спиной к зрителям, ее можно спутать с изображением молящегося ребенка.

В Центре современного искусства полагают, что «в Варшаве, разоренной катастрофами XX века, работы Кателлана приобретают особый смысл — они превращаются в художественный комментарий к христианскому принципу «Возлюби врага своего».

 

Отмечается, что организаторы предварительно проконсультировались с главным раввином Польши Михаэлем Шудрихом, который не возражал против размещения статуи в бывшем гетто. По словам раввина, его заверили, что работа Кателлана демонстрирует умение зла прятаться под маской невинного ребенка.

Между тем в Центре Симона Визенталя утверждают, что статуя в гетто является «жестокой провокацией, оскорбляющей память евреев — жертв нацизма», а «единственной «молитвой» Гитлера была молитва о том, чтобы евреи были стерты с лица Земли».

По мнению искусствоведа Марии Попшецкой Кателлана можно в какой-то степени назвать провокатором, но точно не богохульником.  Этот уроженец Падуи, живущий в Нью-Йорке, в прошлом — повар, садовник, охранник — один из тех скульпторов, кто приобрел известность не благодаря творчеству, а в результате политических скандалов. Достаточно вспомнить негодование польской общественности по поводу скульптуры «Девятый час», изображающей Папу Римского, которого придавило метеоритом. Тогда, кстати, инсталляцию испортил ультраправый депутат Сейма Витольд Томчак, а один из местных журналистов пытался закрыть ее покрывалом.

Так или иначе, но на коленопреклоненную фигуру Гитлера ежедневно приходят посмотреть сотни людей. На что, собственно, и рассчитывал маэстро. Какой будет судьба молящегося Гитлера, символизирующего зло, которое может принимать любое обличье, пока сказать трудно. Памятуя о печальной судьбе «Девятого часа», организаторы выставки обеспечили круглосуточную охрану экспоната.

Александр Файнштейн