Пинхас: только без женщин, или кое-что о майорате


Дочери Цлофхада перед Моисеем

Петух, возможно, хорошо кукарекает, но яйца все-таки несёт курица

Маргарет Тэтчер

Один из сюжетов этой главы посвящен обращению к Моисею дочерей Цлофхада, которые просят дать им удел отца, который умер, не оставив наследников мужского пола. Б-г принимает их просьбу, и здесь же мы получаем законы о наследовании.

«Старший брат человека — его исконный враг», — говорит один из героев романа Уильяма Теккерея «Виргинцы». «Пусть меня повесят, если есть в Англии хоть один человек, желающий долгой жизни своему старшему брату», — вторит ему другой персонаж. Во второй половине XVIII века, когда происходит действие романа, в большинстве стран Европы практиковался майорат. Это принцип наследования, согласно которому вся земельная собственность (а у знати еще и титул) достается одному человеку  — как правило, старшему наследнику по мужской линии. При этом, во-первых,  исключалось наследование поместья младшими братьями, во-вторых, отдавалось предпочтение наследникам мужского пола по непрямой линии (племянникам и т.д.) перед родными дочерьми.

Майорат ввели, чтобы сохранить неделимыми крупные владения. Как возникла идея одного наследника мужского пола? Потому что передача ресурсов семьи по наследству в одни руки повышала вероятность выживаемости хотя бы одной линии рода.

Адам Смит в «Богатстве народов» писал: «Майорат при наследовании имений возник... по тем же самым причинам, по которым он существовал при наследовании монархии... Чтобы сила и, соответственно, безопасность монархии не уменьшалась разделом царства, оно должно было переходить к одному из детей».


Карл IV Красивый

Эдуард III

Предпочтение наследников мужского пола объясняется тем, что наследство женщины де-факто могло перейти к ее мужу и послужить укреплению другого рода. Выбор же в качестве наследника старшего сына позволял раньше определиться с правами наследования, что повышало вероятность успешного брака. С первенцем сразу всё ясно — его можно выводить в свет, пока отец еще на пике активности, социализировать как богатого жениха, подыскать достойную пару. В свою очередь, у него раньше появится наследник, который успеет возмужать к тому моменту, когда окажется во главе рода. А вот, кто окажется младшим сыном, становится известно только после смерти главы рода — он ведь может овдоветь, жениться вновь и обзавестись еще одним наследником даже в 70 лет.

Поводом для начала Столетней войны (1337 — 1453 гг.) послужили притязания английского короля Эдуарда III на французскую корону после смерти французского короля Карла IV в 1328 году. Карл оставил после себя только дочерей, а ближайшим родственником мужского пола был его племянник Эдуард III — сын сестры. Но Эдуард был английским королем и, получив французскую корону, возглавил бы новое мощное государство, объединяющее Англию и Францию.

Французская знать этого не хотела и, основываясь на правилах майората, отказала Эдуарду в праве наследовать престол — он ведь был сыном всего лишь сестры монарха. Так началась кровопролитная и самая длительная война в истории, в ходе которой как у французов, так и у англичан выкристаллизовалось национальное самосознание. Шанс объединения этих народов в единую европейскую супердержаву был упущен.

Имей французы и англичане закон, который дал евреям Всевышний, история Европы, да и всего мира, пошла бы по совершенно другому пути.

Итак, у Цлофхада было пять дочерей и ни одного сына. Закон изначально признавал только наследников мужского пола — состояние отца не могло быть востребовано дочерьми. Поэтому Махла, Ноа, Хогла, Милька и Тирца поставили вопрос прямо:

Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его? Из-за того ли, что нет у него сына? Дай нам владение среди братьев отца нашего! (Пинхас 27:4)

Моисей обратился к Всевышнему и получил следующий ответ: 

Справедливо говорят дочери Цлофхада... Отдай удел отца их им (Пинхас 27:7)

Но Всевышний идет дальше, придавая этой фразе силу судебного прецедента (в Англии — на родине прецедентного права — к нему перешли лишь с 1060-го года).


Один из эпизодов Столетней войны — битва при Азенкуре, 1415

А сынам Израиля скажи так: если человек умрет, а сына у него нет, то отдайте его удел дочери его. А если нет у него дочери, то дайте его удел братьям его. А если нет у него братьев, то дайте удел его братьям отца его. Если же нет братьев у отца его, то дайте удел его ближайшему его родственнику из семейства его, чтобы он наследовал его. И будет это сынам Израиля установленным законом… (Пинхас 27: 8-11)

Все знают приписываемый Черчиллю афоризм: «В Англии нет антисемитизма, поскольку англичане не считают себя глупее евреев». Тем не менее, чтобы понять не такие уж сложные вещи, изложенные еще в Писании, англичанам пришлось пройти через самую длительную войну в национальной истории.

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»