Один за всех и все за одного?

«Нам пишут»Рубрики с таким названием в «Хадашот» нет, но пройти мимо некоторых писем наших читателей невозможно — слишком важные для общественного дискурса темы они затрагивают.

Одна из них озвучена д-ром философских наук, профессором, главой Отделения религиоведения Института философии НАН Украины Анатолием Колодным, который в своем письме отразил некую модель отношения значительной части украинского общества к согражданам-евреям.  Поэтому мы решили ответить Анатолию Николаевичу со страниц газеты, а вместе с ним и всем соотечественникам, воспринимающим евреев Украины как монолитную общину, имеющую единую точку зрения по всем вопросам бытия. Итак, слово нашему респонденту:

Шановна редакціє газети «Хадашот»!

Наше відділення релігієзнавства Національної академії наук України постійно одержує вашу газету.  Лист цей мене спонукало написати вам те, що президент Всеукраїнського єврейського конгресу пан Вадим Рабинович раптом опинився в Опозиційному блоці поруч з такими одіозними діячами, як Михайло Добкін, Нестор Шуфрич, і багатьма іншими, які виявляють свою опозиційність національному, духовному і соціальному відродженню України, нашому входженню в Європу та ін.  Складається думка, що якщо його «вибрик» (назву це так) не знайшов засудження чи чогось іншого з боку інших єврейських спільнот, то це є позицією всіх євреїв України.  Зрозумійте, що це спричинить негатив нас — українців — до єврейства, бо ж в такий спосіб схвалюється необхідність нашого повернення в колоніальну російську імперію, зречення від своєї національної духовності, своєї державності.

Я добре знаю ситуацію в релігійному, в тому числі й іудейському, житті України. Нам вдалося здолати загалом міжконфесійні протистояння, забезпечити свободу конфесійних виявів. Не розумію, де, в чому тут євреї можуть виявляти свою антиукраїнськість, постати опозиціонерами щодо українства в час, коли московський фашист прагне знову колонізувати нас?

З повагою,
професор Анатолій Колодний      

 

Уважаемый Анатолий Николаевич!

В Талмуде, конечно, сказано, что все евреи ответственны друг за друга, но в совершенно ином контексте, не имеющем ни малейшего отношения к современной политике.  Мы ведь не отождествляем активность члена Народного фронта Арсена Авакова с позицией всех армян Украины — такое и в голову никому не придет. Да и Мустафу Найема вряд ли вся афганская диаспора уполномочила вступить в Блок Петра Порошенко — это его как гражданина Украины — индивидуальный выбор. Ни уроженец Калуги регионал Николай Азаров, ни его соплеменница из Архангельска, член БЮТ, а потом НФ, Людмила Денисова никогда не представляли «русскую» партию. Очевидно, что и №4 в БПП Владимир Гройсман, спикер Правого сектора Борислав Береза и мажоритарщик Александр Фельдман были избраны в Раду не как представители еврейской общины.  Как бы ни относиться к политическим взглядам Вадима Рабиновича, но в ходе предвыборной кампании и этот политик ни разу не выступал не только от имени всей общины, но и Всеукраинского еврейского конгресса, президентом которого является. 

То, что в самой общине нет единства в оценках ситуации в стране, — не требует доказательств, достаточно прочитать резолюцию, принятую пятью всеукраинскими еврейскими организациями, где Россия прямо названа страной-агрессором. Значит ли это, что так думают все евреи Украины? Безусловно, нет. Да по-другому и быть не может — тысячи людей разного возраста, социального статуса (не говоря уж о региональных отличиях) не обязаны дышать в унисон. Отказывать нам в плюрализме, значит загонять общину в некое подобие средневекового гетто, державшего ответ перед властями за каждого своего члена.

Не то, чтобы миф о невероятной сплоченности евреев был начисто лишен основания, но эта сплоченность явно преувеличена. Смешно и как-то неловко читать в серьезной украинской газете биографию украинского олигарха-еврея, которому в начале 1990-х якобы помогла стать на ноги еврейская община. Просто интересно, как журналист, а вслед за ним и читатели себе это представляют? В виде еврейского общака, откуда (непонятно по чьему распоряжению) субсидируются талантливые сыны еврейского народа. Тогда эти представления застряли где-то на пороге Нового времени.

Еще абсурднее выглядит не всегда прямо артикулируемая идея о голосовании за «своих». Наверняка, евреи где-нибудь в Краматорске поддерживают Оппозиционный блок активнее, чем их единоверцы в Киеве, но вовсе не из-за присутствия в списке Вадима Зиновьевича, а потому что Краматорск в целом больше симпатизирует этой политической силе. И уровень «антиукраинскости» у еврейских избирателей этого региона ничуть не выше, чем у их соседей. Их взгляды могут измениться, но не раньше, чем подобная переоценка ценностей коснется всего юго-востока, где на отдельных участках Оппозиционный блок получил до 35% голосов.  Еврейские голоса в этом хоре опозиціонерів щодо українства различимы на уровне писка, почему же именно их слышит чуткое ухо многих сограждан?  Не поиском ли простого решения сложных проблем вызвана эта избирательность?  Надеюсь, что нет, потому что в противном случае мы никогда не выйдем из замкнутого круга стереотипов и ошибочных выводов,  маскирующих неспособность честно взглянуть реальности в глаза.   

С уважением, редакция «Хадашот»