О гоях и изгоях

Документальный фильм Александра Ступникова «Изгои» рассказывает о партизанах-евреях, действовавших в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Фильм странный. В нем несколько слоев. Обычно сказать о произведении искусства, что оно многослойно, — значит похвалить его. Но в данном случае это не похвала, а всего лишь констатация факта: лохматый, противоречивый, нескладный фильм.

Первый слой — закадровый текст. Диктор говорит по-белорусски, но никаких трудностей с пониманием у меня не возникло: слова официозного белорусского языка мало отличаются от русских советских слов, которые я с детства слышал по радио.

Вручение премии «Скрипач на крыше» за фильм «Изгои», Москва, 2012  

Хотя, с другой стороны, содержание произносимого прямо противоречит советскому официозу. Диктор говорит: в СССР проводилась политика государственного антисемитизма.  Подвиги евреев во время войны замалчивались. Евреям не хотели давать звание Героя Советского Союза. Диктор не ставит точки над i, но не надо быть слишком умным, чтобы понять: политика Лукашенко совершенно другая, и если бы сегодня какой-нибудь белорусский еврей совершил подвиг, ему бы немедленно присвоили звание Героя. Индивидуально награждать белорусско-еврейских партизан уже поздновато, но вот, пожалуйста, этот фильм присваивает им звание героев коллективно.

Процент евреев-партизан среди еврейского населения Белоруссии был такой же (если не больший), как и процент белорусов-партизан среди белорусов! И процент евреев-героев был такой же!  Причем, диктор делает упор на то, что явление массового еврейского партизанского движения уникально, оно имело место только в Белоруссии и больше нигде в Европе. Это объясняется тем, что белорусы, как правило, не были антисемитами, не отпугивали еврейское население погромами, а когда евреи убегали из гетто в леса, гостеприимно встречали их там в партизанских отрядах. Я не хочу утверждать, что это правда или ложь. Но все это звучит довольно смешно, поскольку феномен еврейского партизанства как бы ставится в заслугу Беларуси. Во времена послевоенного советского национализма Россия была объявлена родиной слонов, а теперь, во времена лукашенковского интернационализма, Беларусь объявлена родиной еврейских партизан.

Второй слой — то, что говорят в кадре современные белорусские историки. (Вообще, фильм интересен тем, что в нем говорят, а не тем, что показывают: съемок подвигов еврейско-белорусских партизан не сохранилось, и разговоры идут под довольно примелькавшиеся кадры военной кинохроники). Историков несколько, среди них и еврей по фамилии Ёффе (по-русски это будет, видимо, Иоффе). Он сообщает, что всегда интересовался темой еврейской партизанщины, но при Советах ею, конечно, нельзя было заниматься, а при Лукашенко — можно. В своем дискурсе Иоффе, в основном, придерживается той же линии, что и закадровый диктор, однако усложняет ее узорами детального знания. Партизаны иногда не принимали бежавших в леса евреев в свои отряды, — но это потому, что была такая директива из Кремля и от руководителя всего партизанского движения Пономаренко: евреев в партизаны не пускать, они, во-первых, все потенциальные предатели, а во-вторых, ну какие вообще из евреев партизаны? Если евреям действительно хочется сражаться с немцами, пускай создают свои отдельные партизанские отряды, сами друг друга предают и стреляют своими кривыми ручками вместо немцев в бегущих впереди других еврейских партизан. Иоффе справедливо указывает, что такая политика была антисемитской, а стереотип о евреях — неверным. Он подкрепляет свою позицию резонным рассуждением: если евреи не годились в партизаны, то отчего же немцы внедряли в мозги белорусского населения идею, что все партизаны, как и все коммунисты, — евреи? Должно же было существовать для этого какое-то основание!

Третий слой — воспоминания и оценки самих выживших еврейских партизан. Одни говорят, что относились к ним в отрядах всегда настороженно и недоверчиво, и при подозрении, что в отряде есть предатель, оно сразу падало на евреев, и их часто расстреливали ни за что. Кроме того, от евреев старались избавиться, вытеснив их, действительно, в особые еврейские отряды. Что касается обитателей гетто, то они нередко считали евреев-партизан изгоями и сердито говорили, что из-за этих-то сумасшедших лесных евреев всем остальным и грозит цугундер. Другие партизаны вспоминают, что все вышеописанное случалось, но редко. Третьи же утверждают, что на их памяти такого не бывало, и они не чувствовали никакой дискриминации. Еще эти люди вспоминают, что сами евреи тоже были всякие. Например, в гетто многие записывались в еврейскую полицию, причем, если некоторые делали свое дело спустя рукава, то другие были поостервенелее славянских полицейских.

Какой из всей этой путаницы можно сделать вывод? Во-первых, такой: официальный антисемитизм или официальное евреелюбие, когда политики в своих играх пользуются еврейской картой, — это противно, и ничему из того, что они говорят, верить не хочется, даже если евреи объявляются поголовно героями.

Во-вторых... Совсем недавно в моем доме собралось много гостей, мы стали вспоминать советские времена и, конечно, советский антисемитизм. Вдруг один гость спросил: «А может кто-нибудь назвать явный случай антисемитизма, ну, чтобы совершенно точно было доказано, что твоя беда — результат антисемитизма?» И, странное дело, никто не смог привести хоть один железный случай.

Не подумайте, чего доброго, будто я хочу сказать, что антисемитизма в СССР не было — боже упаси! Я о другом: скользкая и всепроникающая, как газ, эта зараза была повсюду, но ее трудно, почти невозможно было уловить в ладонь. Повторю: продажную болтовню лукашенковских историков мне и обсуждать неохота. К тому, что говорят партизаны, я отношусь с доверием и уважением, но их взаимо- и внутренне противоречивые воспоминания поднимают в моей душе застарелую муторошную муть. Пусть философы и социологи обсуждают загадку антисемитизма во все новых, самых неожиданных аспектах — с меня же довольно знать:  антисемитизм был и есть, но жизнь сложна, и люди бывают разные, разные белорусские села и разные партизанские отряды. Я не верю в глобальные обобщения и тверд лишь в одном: ошибаются и те евреи, которые ощетиненно воспринимают весь мир как стаю антисемитов, и те, которые надеются, что антисемитизм преходящ. Надо со всеми дружить и быть ко всему готовым.

Святослав Бакис, специально для «Хадашот»
http://bakino.at.ua

рубрика: 
автор материала: