Ноах: «И наполнилась земля грабительством», или кое-что о собственности

«Потоп», худ. И. Айвазовский, 1864 

Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадет у него этот хлеб, он крадет вместе с ним и священное человеческое право. Если мы не в состоянии производить, то не в состоянии и обладать.                                    

Генри Форд

Ноах строил ковчег 120 лет. Столь продолжительное строительство было предупреждением человечеству, ведь в ходе работ Ноах объяснял согражданам: люди испортились, грабят и распутничают. Если положение не улучшится, Б-г наведет потоп, и все погибнут. В ответ раздавался смех: ну да, мы уже сотни лет так живем, и никто нас не трогал. На протяжении 120 лет Всевышний всё еще надеялся, что люди одумаются и исправятся. Что же стало последней каплей, переполнившей чашу его терпения?

Заглянем в толкование (Сангедрин, 108а). Поколение потопа нарушило все заповеди, но приговор был подписан, лишь когда они стали усиленно грабить: «И сказал Б-г …ибо наполнилась земля грабительством… и Я истребляю их с земли».   

То есть, повсюду насилие, убийства, повсеместный разврат, идолопоклонство — беспредел, как сказали бы сейчас, но Всевышний ещё надеется на исправление людей. И лишь увидев повсеместные грабежи, Он затопляет землю. Почему же больше всего его возмутили именно грабежи и разбой? Почему Он потерял терпение, лишь увидев повсеместный отбор собственности?

Дело в том, что поколение, жившее в допотопные времена, нарушило одно из самых  естественных прав и потребностей человека: право накапливать собственность и распоряжаться ею по своему усмотрению!  

«И растлилась Земля перед Всесильным, и наполнилась Земля злодеянием»

Чувство собственности проявляется у людей ещё в раннем детстве. Исследования английских психологов показали, что большинство конфликтов у детей происходит из-за собственности, то есть, моего карандаша, моей игрушки, моей куклы и т.д. Так дети учатся понимать, что такое собственность, и где проходят её границы, и как правильно ею пользоваться. Американский психолог Уильям Джеймс писал об огромном воздействии частной собственности на развитие человека. На первом плане всегда стоит ощущение «я», «мое», «мне», при этом речь идет и о среде обитания — семья, имущество, жилище, репутация и т.д. Всё это определяет социальный статус индивида, его мечты и стремления. Взрослому человеку его собственность, защищённая законом, даёт уверенность в своих действиях перед властями любого уровня. Отсюда вывод: частная собственность — это основа, оплот и гарантия его свободы! Почему?

Чем отличается человек, ведущий затворнический образ жизни, от обитателя такого же жилья, находящегося под домашним арестом? Функционально ничем, но разница огромная! Различие в возможности, которая есть у первого и нет у второго. Чем больше у человека возможностей, тем он свободнее, — и наоборот. То есть, возможности — это степени свободы человека.

А что такое собственность? Собственность, на самом деле, тоже — возможность. Возможность распоряжаться тем, что тебе принадлежит, и достигать с помощью этого своих целей. С тем, что у богача возможностей гораздо больше, чем у нищего бродяги, вряд ли кто-то решится спорить. И поэтому «вольный менестрель», поющий льстивые песенки владельцу замка за кусок мяса с барского стола, менее свободен, чем этот владелец, несмотря на все заботы последнего, связанные с управлением имением. Ибо эти заботы не уменьшают возможности владельца, а как раз наоборот — обеспечивают их. Свобода, таким образом, неразрывно связана не только с собственностью, но и с ответственностью, и связана самым простым механизмом: ответственность за свою собственность — в интересах самого собственника.              

Разумеется, собственностью могут быть не только материальные предметы. Люди пришли к тому, что ум и талант — это тоже виды собственности (и, кстати говоря, объекты купли-продажи). Но очевидно, что имеющий ум, талант и деньги имеет больше возможностей, — а значит, больше свободы — чем обладающий только умом и талантом. Именно поэтому в реальной жизни, а не в романтических балладах, нищие менестрели пели льстивые песни баронам, а вольнолюбивые поэмы слагались владельцами поместий, которые могли себе позволить не бояться утратить расположение покровителя. Именно поэтому бунты черни не несли ничего, кроме тирании, а за всеми реальными достижениями на ниве свободы стояли люди отнюдь не нищие, будь то бароны, заставившие короля подписать Великую хартию вольностей, или отцы-основатели американской нации.         

Иоанн Безземельный подписывает Великую хартию вольностей

Именно собственники двигают человечество вперёд, именно они заинтересованы в борьбе с бедностью. Ведь бедняк — плохой покупатель. С социальной точки зрения собственник заинтересован в том, чтобы его окружали такие же ответственные и полные достоинства собственники, а не озлобленные люмпены. Ведь экономика — это отнюдь не игра с нулевой суммой, а наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов в интересах потребителя. То есть, для того, чтобы кто-то стал богаче, совсем не обязательно делать кого-то беднее, просто из имеющихся ресурсов можно извлекать больше. Поэтому и собственность — не константа, она создается и приумножается. И количество свободы, таким образом, в обществе тоже возрастает.   

Но всё вышесказанное работает лишь в нормальном обществе, где существуют эффективные механизмы по защите собственности. Да, и в таком обществе человек может потерять собственность, но потому, что распоряжался ею не эффективно. В эпоху же потопа нормальное общество создано не было, а главное, люди и не стремились его создать. В таком обществе человек, получивший собственность или её часть, не стремится заставить её эффективно работать, а готов тут же её истратить или просто загубить легкую добычу и дальше отбирать и разрушать чужую собственность, спуская её на ветер.

Мы все хорошо помним одну страну, где были запрещены многие виды собственности. И что с ней стало? Она исчезла с лица земли. Исчезло с лица земли и поколение потопа.  

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»