Называя вещи своими именами

Наступает эпоха нового антисемитизма, о чем мы давно предупреждали. Однако на этот раз он уже здесь. Со своими боевыми группами, символическими фигурами, идеологами, проповедниками, маленькими акциями и вожаками, которые безболезненно перешли из гангстеров в исламисты.

На этом фоне, когда синагоги, кошерные магазины и еврейские школы (причем, не только в Париже, но и по всей Европе) начинают напоминать укрепленные лагеря, единственно актуальным вопросом становится «что делать?»

Происходящему нужно дать верное определение, поскольку к ненависти к евреям естественным образом примешивается ненависть к Франции, к Республике, ко всему Западу. Тем не менее  нельзя отрицать, что в школах унижают именно еврейских, а не «западных» детей.

А в охране нуждаются именно синагоги, а не католические и протестантские церкви или мусульманские мечети. И когда полицейские ликвидируют ячейку в Торси, в обнаруженном списке значатся еврейские и только еврейские цели. Поэтому давайте заканчивать с пустой болтовней о том, что ненависть к евреям — это на самом деле ненависть к Франции. Не нужно повторять ошибки тех, кто в момент мученической гибели Илана Халими множит семантические кривляния, мол, отдает ли это дело антисемитизмом или нет. Как говорил Камю, назвать вещи своими именами значит хоть немного исправить мир. Поэтому наша первая цель — произнести эти самые слова: нравится вам или нет, но Европу накрывает волна антисемитизма нового типа.

Какого типа? И что в нем нового? Об этом тоже нужно сказать. Назвать своим именем, чтобы знать, с чем бороться. С исламизмом? Да, разумеется. Но в то же время и с подпитывающей этот исламизм старой песней о «богатом еврее» (Илане Халими), а также конспирологическими теориями о еврее — хозяине мира (взгляните на сайты, которые давно пора запретить по закону). Короче говоря, речь идет о возвращении одного из лейтмотивов традиционного французского антисемитизма или даже вытесненного нацизма, который захватит не только арабский мир, но и Европу. Сначала Мохаммед Мера, потом Эдуард Дрюмон. Сначала «Братья-мусульмане», потом «Протоколы сионских мудрецов». Сначала мусульманская ересь, потом мрачная память континента. Такова действительность. Таков взрывоопасный коктейль, который способен дать новый толчок горячечному бреду, если мы не откроем глаза.

Отсюда следует и необходимость отбросить всяческие извинения перед лицом такой угрозы.  Прежде всего потому, что Мера и ему подобные, мягко говоря, не похожи на отверженных в стиле Гюго и Золя, заставляющих лить слезы социологов. Кроме того, «тяжелое детство», «неустроенность жизни» и «ранний развод родителей» (прописные истины психосоциологии) ни в коей мере не могут оправдать человека, который бросает гранату в магазин или пускает пулю в голову невинной девочке. Другими словами, мы никак не можем признать обоснованность агрессии и убийства евреев. Республика бросила на произвол судьбы свои пригороды? Это так, и это — позор. Тюрьмы стали очагами преступности? Это проблема, которую обязательно нужно решить. Тем не менее использовать эти проблемы как смягчающие обстоятельства для нового антисемитизма значит только усиливать позор и утяжелять преступление. Не говоря уже о другом бреде (им тоже пытаются оправдывать преступления) — «экспорте» палестино-израильского конфликта в Париж…

Кроме того, есть политики, дующие на угли и заслуживающие того же единогласного осуждения. Я говорю в первую очередь о Марин Ле Пен, которая, поставив на одну доску ношение ермолки и хиджаба, скрывающего все лицо, заранее снимает вину с негодяя,  замыслившего побить еврейского ребенка. А как насчет евродепутата-коммуниста и директора L'Humanite Патрика Ле Ярика? Который заявил, что исламофобский фильм, выведший из себя часть мусульманского мира, был снят «израильским фундаменталистом»? Не обрисовал ли он тем самым новых жертв для мщения? Не участвует ли он тем самым в процессе клеймления (тем более, что фильм снял египетский копт), который довел охваченных яростью демонстрантов до выкриков «смерть евреям» перед посольством в Париже? Бороться с новым антисемитизмом значит потребовать извинений у самого Ле Ярика и всей французской компартии.

Национальный фронт — это одно. Выходки компартии — совершенно другое. В то же время ответственность не должна обойти стороной и мусульманскую общину. И сам факт того, что подавляющее большинство верующих не имеют никакого отношения к поступкам фашиствующего экстремистского меньшинства, должен лишь облегчить это безоговорочное осуждение. То есть, мы ждем официального заявления имамов всех течений с критикой этой волны антисемитизма. Мы ждем крупной демонстрации, на которой плакаты с призывом покончить с ненавистью к евреям несли бы и республиканцы мусульманской веры. Им тоже нужно взять на себя ответственность. Им тоже нужно (причем — в первую очередь) принять свои антифашистские меры. Если мы хотим жить вместе, иначе нельзя. Альтернатива — варварство.

Бернар-Анри Леви, Le Point, Франция

рубрика: