Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Резиденция Ружинского цадика в годы Первой мировой
В Иерусалиме обнаружены уникальные документы, раскрывающие детали биографии Ружинского Ребе (Исраэля Фридмана), чей двор в предместье Черновцов — Садгоре — поражал современников своим великолепием.
Речь идет о досье, зафиксировавшем перипетии бегства цадика из Российской империи в Австро-Венгрию. Согласно документу, обнаруженному сотрудниками аукционного дома «Кедем» в Иерусалиме, ребе начал свое путешествие в шабат 4 швата 5602 года (15 января 1842 года). Иудаизм запрещает езду в шабат, делая исключение лишь для случаев, когда жизни еврея грозит опасность. Именно такая угроза нависла тогда над цадиком, почти два года просидевшим в российской тюрьме.
Впрочем, обо все по порядку. Будущий ребе родился в 1797 году в местечке Погребище (ныне в Винницкой области) и с ранних лет удивлял окружающих своими познаниями в Торе. Быстро приобретя славу цадика и популярность среди хасидов, Исраэль переезжает в городок Ружин (в 40 километрах от Бердичева), где основывает влиятельный хасидский двор.
Ружин. Старый рисунок
Огромный авторитет цадика у еврейского населения киевский генерал-губернатор и глава Юго-Западного края Бибиков принял за двойную лояльность и отдал распоряжение о слежке за ребе. В 1838 году властям представился случай избавиться от религиозного авторитета. Тогда, в местечке Дунаевцы Подольской губернии были убиты два еврея-доносчика, «стучавшие» администрации по делам о рекрутской повинности. Перед следствием предстали почти 80 евреев, а жившие в Бердичеве приятели убитых показали, что преступление совершено с одобрения Ружинского цадика. Ребе Исраэля взяли под стражу и доставили в Киев. Процесс длился полтора года, шесть глав общины были приговорены к пожизненной каторге, другие — к ссылке в Сибирь, сам цадик почти два года провел в тюрьмах Киева и Каменца-Подольского, после чего несколько раз переезжал из города в город, избегая полицейского надзора.
Ребе попробовал было осесть в Кишиневе, но узнав, что правительство планирует запретить ему проживание в черте оседлости ввиду опасного влияния на еврейские массы, решил покинуть Россию. Так, по чужим документам Исраэль Фридман бежал в Австро-Венгрию, где приобрел имение и стал австрийским подданным.
О роскошном образе жизни цадика в Садгоре ходят легенды. Рассказывают, что он выезжал в роскошной карете, запряженной четверкой лошадей, держал множество слуг, оркестр, некоторые хасиды даже сравнивали богатство его резиденции с дворцами русского царя, что звучит смешно для каждого, кто видел, о каком здании идет речь. Сам ребе Исраэль говорил, что царская роскошь нужна для того, чтобы евреи помнили, что они — дети Царя Царей, и при внешнем великолепии резиденции вел аскетический образ жизни. В этом контексте хасиды любят рассказывать легенду о невероятно дорогих золотых туфлях Ребе, у которых… не было подошвы.
Резиденция Ружинского цадика
Так или иначе, Садгора становится еврейским центром, ко двору цадика стекаются тысячи хасидов и не только хасидов, например, австрийский писатель Леопольд фон Захер-Мазох оставил интересное описание аудиенции у Ребе. Паломничество позволяет местным евреям сводить концы с концами, сдавая ночлег приезжим. Цадик много жертвовал на благотворительность, в частности, на его средства был приобретен участок в еврейском квартале Старого города Иерусалима, где позже возвели легендарную синагогу «Тиферет Исраэль».
Что касается синагоги в Садгоре, построенной уже после смерти Исраэля Фридмана, то многие улавливают в ней некоторое сходство с резиденцией митрополитов Буковины и Далмации (ныне главный корпус Черновицкого университета). Впрочем, возможно, именно очертания синагоги вдохновили архитектора Иосифа Главку, а не наоборот. Так, по меньшей мере, считает руководитель проекта восстановления синагоги Михаил Крайс. «Согласно архивным данным, синагога была возведена в 1852 году, то есть задолго до строительства резиденции митрополитов, — говорит Михаил Лейзерович. — Поэтому вполне вероятно, что Иосиф Главка, приехав в Черновцы, как это делали многие важные персоны, нанес визит садгорскому цадику (сыну Исраэля Фридмана), и внешний вид синагоги побудил его использовать ряд решений в проекте резиденции митрополитов».
На открытии реконструированной синагоги, 2016
Сам Исраэль Фридман скончался в 1850 году, ему наследовали сын и внук, а резиденция и синагога функционировали до Первой мировой войны, когда, после погрома, устроенного российскими войсками, Фридманы перебрались в Вену. В эти годы резиденция Ребе была практически полностью разрушена, одним из немногих уцелевших зданий была синагога — здесь разместился военный госпиталь, а на правой башне висел флаг Красного креста.
В советское время здание синагоги существенно перестроили: к фасадам пристроили помещения фабричных цехов, открыли мастерские по ремонту танков, затем сельхозтехники, а в 1990-е комплекс и вовсе забросили.
Три года назад на открытие реконструированной синагоги приехало около 500 хасидов, включая многочисленных потомков рода Фридманов из многих стран мира, повторявших, что вернулись домой, поскольку считают Садгору своей родиной. «Садгорский ребе обладал даром предвидения, — отмечал тогда в этой связи Михаил Крайс. — В 1914-м он сказал, что отсюда нужно уходить, поскольку наступает страшное время, сейчас его наследник призывает своих хасидов возвращаться — и мне хотелось бы верить, что на этой земле нам всем будет хорошо».
Понятно, что о возрождении большой еврейской общины в Садгоре речь не идет, но интерес к наследию Ружинского ребе с годами не уменьшается. «Досье по делу ребе из Ружина — уникально, — отмечает Мерон Эрен из аукционного дома «Кедем». — Это позволяет нам прикоснуться к одному из самых известных событий в истории хасидизма». И с этим сложно не согласиться, ведь нарушение шабата раввином, известным своей праведностью — случай исключительный. При этом, подчеркнем, Галаха была соблюдена до запятой, поскольку жизни Исраэля Фридмана действительно угрожала опасность.
Константин Мельман