Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Кадр из кинофильма «Голем, как он пришел в мир»
Традиционный кинопоказ на ступеньках Потемкинской лестницы давно стал визитной карточкой Одесского международного кинофестиваля (ОМКФ). В предыдущие годы здесь, в сопровождении живой музыки, демонстрировали классику немого кино: «Огни большого города» Чарли Чаплина, «Шантаж» Альфреда Хичкока, «Метрополис» Фрица Ланга, «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова и, разумеется, «Броненосец» Потемкин» Сергея Эйзенштейна.
На этот раз организаторы выбрали шедевр немецкого экспрессионизма, фильм ужасов 1920 года «Голем, как он пришел в мир». Сценарий написан по мотивам еврейской легенды XVII века о глиняном великане, которого оживил с помощью магии великий каббалист, главный раввин Праги рабби Лёв.
Когда Голем выполняет основную задачу (спасение еврейской общины от навета), рабби вынимает из груди истукана амулет с четырехбуквенным именем Б-га, и собирается разрушить исполина, но… тут, как водится, что-то идет не так. Далее следуют бесчинства вышедшего из-под контроля Голема, но, в конце концов, рабби Лёву удается вернуть статую в гетто, чтобы больше не оживлять её никогда.
Фильм был снят Карлом Бёзе и Паулем Вегенером ровно сто лет назад на студии UFA. Для Вегенера это стало третьим (!) обращением к образу Голема и, как и в предыдущих версиях, он исполнил главную роль. Ряд сцен планировалось снимать на еврейском кладбище, однако еврейская община воспротивилась, и авторы задекорировали под кладбище настоящий лес, что оказалось весьма эффектным ходом. Как бы то ни было, именно эта картина о Големе считается классической, и именно благодаря ей образ глиняного великана вошел в массовую культуру.
Постер фильма | Пауль Вегенер |
Фильм был хорошо принят зрителями и критиками, в New York Times его хвалили за «исключительную актерскую игру» и «выразительность». Считается, что лента стала предшественницей фильмов ужасов о Франкенштейне, задав определенный стандарт в этом жанре.
Несмотря на участие в ряде пропагандистских фильмов в период нацизма, карьера актера и режиссера Вегенера продолжилась и после войны. Советские оккупационные власти выдали ему разрешение на работу, одно время Пауль даже был советником военного коменданта Берлина по вопросам культуры. Характерно, что последней ролью актера, которую он сыграл 60 раз (пока не упал в обморок прямо на сцене), был… Натан мудрый из одноименной пьесы Лессинга.
Возвращаясь к ОМКФ, отметим, что показ «Голема» на Потемкинской лестнице будет сопровождать камерный оркестр. Коллектив исполнит саундтрек к фильму, написанный Бетти Оливеро — первой женщиной, приглашенным композитором Иерусалимского симфонического оркестра.
Показ состоится 2 октября — в предпоследний день Одесского международного кинофестиваля, который был перенесен в связи с карантином.
Константин Мельман