«На бабушкином стуле»: еврейское искусство как калейдоскоп культурного дефицита

«Герман Гольд — художник с наболевшим еврейским сердцем и глубоким чувством к человеку и природе, — говорит об авторе экспозиции, открывшейся в днепропетровской «Меноре», писатель Фазиль Искандер. — Это имя впервые прозвучало еще в конце 1960-х, когда на всесоюзной выставке в Москве появился портрет командира легендарного авиаполка «Нормандия-Неман» Жана Луи Тюляна, — делится воспоминаниями автор блистательного «Сандро из Чегема». — Молодой художник выставил работу, написанную на одном дыхании, обнаружившую мощную одаренность, страсть и изысканный вкус. Видимо, не случайно директор Третьяковки надолго задержался у этого полотна, выразив свое восхищение. Не случайно и то, что главный раввин Иерусалима в свое время предпочел Гольда остальным мастерам».  
"На бабушкином стуле", 1977   

 

Отдельного упоминания заслуживает центр «Менора». Хочется верить, что будущее еврейских общин диаспоры сведется именно к этому формату: статусный комплекс в центре города, объединяющий все элементы еврейской жизни: от магазина кошерных продуктов и кошерного отеля — до музея, молодежных центров, бутиков... Место, куда попросту приятно приходить.

«Для меня очень почетно, что именно моя выставка открывает проект Elegant Life Center в крупнейшем еврейском общинном центре мира, — отмечает заслуженный художник Украины. — Радостно видеть столько интеллигентных лиц, интересующихся еврейской темой в искусстве». 

Несмотря на неудобность и абсолютную невостребованность темы художественным истеблишментом, Герман Гольд с конца 1950-х годов начинает создавать еврейский цикл своих работ, пополняющийся вот уже более полувека. От испепеленных в годы Холокоста штетлов до теплого света ханукальных свечей, от портретов глав поколения — до танахических образов. 
Вместе с тем художник исключительно востребован как классический портретист. Недаром все портреты президентов Российской академии наук вышли «из-под кисти» Гольда, а его полотна находятся в музеях и галереях по всему миру.

Впрочем, биографическая справка оставляет за бортом главный вопрос, возникающий на любом мероприятии, проходящем «по ведомству» еврейской культуры: а существует ли она, эта культура? И если да, то где проходит водораздел между еврейским и нееврейским и как отличить искусство от аматорства.    

Заигрывание с еврейским китчем стало нормой у деятелей, бесконечно далеких как от еврейства, так и от искусства. Благодарная публика с неизменным пиететом пожирает арт с приставкой «кошерно». Аудитория эта неоднородна. Одно дело — постсоветская еврейская интеллигенция, до сих пор не утолившая голод по своей изничтоженной культуре, а потому — на всякий случай не пропускающая ни одного события и доверяющая «еврейской» теме как знаку качества. И другое — молодежь (чаще всего — нееврейская), воспитанная в лучших традициях мультикультурализма и искренне тянущаяся к самобытной еврейской культуре. Для них, к сожалению, «еврейский» лейбл является все тем же знаком качества.

Ситуация весьма плачевная: никто не знает, как должно, но каждый видит желанный «бабушкин стул» еврейской культуры и старается на него взгромоздиться. Кто на стуле — тот и культура. Кто на стуле — тот и еврейская. Иногда поднимаются таланты. Чаще — бездарности. Различить их нетрудно. Достаточно, закрыв глаза, представить: какие произведения навсегда останутся в Истории, а какие будут замурованы в наших смурных временах.

Еще один критерий, позволяющий оценить успешность культурного явления, — число подделок и подражаний. В этой сфере опыт Германа Гольда печален, но весьма характерен: его подпись имитируют на работах ряда доморощенных художников, пытающихся продавать свои поделки в США.

Ну, а вместо традиционных рассуждений о спросе на еврейское искусство заметим лишь, что по просьбам посетителей выставку Германа Гольда продлили на полтора месяца — до 13-го февраля. Sapienti sat.

Борис Керцман

 

Из книги отзывов: 

Спасибо за Ваш дивный талант и любовь к своему народу, его вере и его культуре!
Сергей Прохоров

Случайно познакомился с Вашим творчеством. Поражён, восхищён!!! Вы
вернули меня в детство. Спасибо!
Павел Волынчик

С самой первой минуты, когда я увидела Ваши работы, была
поражена их правдивостью! Невозможно «оторвать» взгляд от них! Просто
шедевры еврейской души!
Светлана Казавчинская

До глубины души тронут сюжетами Ваших работ.
Каждая картина живая и рассказывает историю!
Алекс Левин

рубрика: