Мумбайская свадьба

Индия евреи

В Индии сохраняется кастовая система даже среди евреев. Семья Гиты относится к восточной индийско-багдадской еврейской общине с центром в Калькутте, в то время как Аран — член общины Бней Исраэль, обитающей в основном в Мумбаи и Ахмедабаде. «Однако, — говорит Гита, — мы полюбили друг друга, и наши семьи решили, что это хорошо. Пусть это не очень по-индийски, но мы, евреи, действительно обретаем немного больше свободы в этом отношении».

Аран протянул руку и приобнял свою беременную жену. У них трое детей, четвертый на подходе. «Самое замечательное в Индии, — говорит Аран, — это то, что мы евреи и в то же самое время индийцы. Мы ходим в синагогу и соблюдаем наши обычаи. Никто никогда не говорил нам, что мы другие, поэтому Индия — мой дом».

Мумбайская синагога "Шаар а-Рахамим" - одна из старейших в Индии 

Действительно, у Индии нет истории антисемитизма, и лишь когда португальцы контролировали Гоа, еврейская община сталкивалась с трудностями. После создания в 1948 году государства Израиль большинство из 60 000 Бней Исраэль репатриировались, но несколько тысяч, в том числе семья Арана, предпочли остаться.

Аран говорит, что у него есть стабильный заработок рикши — около $ 300 в месяц, что зачастую превышает зарплату специальных перевозчиков пассажиров в службе аэропорта. Отвечая на вопрос о возможной репатриации в Израиль, он задумывается: «Не знаю, возможно, когда стану старше, но сейчас я индиец, и это моя страна. По крайней мере, здесь к нам относятся как к полноправным гражданам».

Он ссылается на споры о статусе индийских евреев в Израиле, где некоторые раввины  отказывают в регистрации брака с индийским евреем, если его или ее происхождение не установлено как безусловно еврейское. Аран также подчеркивает, что не хотел бы иметь дело со всеми «ограничениями», существующими в Израиле.

Точку зрения Арана и Гиты разделяет Ильяс, местный раввин. В своей простой одежде Ильяс выглядит как индус-отшельник. Сидя на шаткой скамье за пределами импровизированной синагоги, он говорит, что индийская еврейская община не страшится смешанных браков: «Я выдавал еврейских женщин замуж за индуистов и мусульман». 

Аран и Гита регулярно посещают службы Ильяса и слушают его проповеди на хинди, а не на местном мумбайском наречии маратхи. Они видят себя будущим индийской еврейской общины. «Благодаря нашему браку мы встретили многих друзей со всех уголков Индии, — подчеркивает Гита. — Мой двоюродный брат сейчас занимается в местной иешиве «Гуджарат». Мы рады видеть рост нашей общины в Мумбаи и стать частью местной жизни».

«Нашу страну раздирают религиозные противоречия, и мы открыто говорим о надежде на будущую единую еврейскую общину, — отмечает Аран. — Я индиец и еврей, и это моя страна».

Джозеф Мэйтон, Jewishideasdaily.com

 

Для справки

В 1999 г. еврейское население Индии составляло около 4,2 тыс. человек. Большинство из них жили в Бомбее (Мумбаи) и в его пригороде Тхане. С 1978 г. в Мумбаи функционирует главная еврейская организация страны — Центральный совет индийских евреев. В стране действуют 18 синагог, большинство из них расположены так же в Мумбаи. В этом городе остаются три еврейские школы, в которых растет процент нееврейских учеников.  

рубрика: