Матот: заплатил — и спи спокойно, или кое-что о налогах

Собирать налоги и быть приятным одновременно также невозможно, как любить и быть мудрым

Уинстон Черчилль

В начале главы мы читаем об успешной войне с мидьянитянами, с которой воины возвращаются в лагерь с многочисленными трофеями. После этого Всевышний велит половину добычи отдать другим обитателям лагеря. Почему? Да потому, что пока солдаты воевали, все остальные работали на них, обеспечивая провизией, оружием, амуницией, средствами передвижения и т.д.

После того, как трофеи были разделены пополам, с каждой части нужно было сделать пожертвование, что представляло собой своеобразный налог. Вот тут и начинается самое интересное.

И возьми дань Господу от воинов, ходивших на войну: по одному из пятисот …из их половины возьмите это …и отдай Элазару-коэну в приношение Господу.

А из половины, что у сынов Израиля, возьми по одному из пятидесяти …и отдай их левитам (Матот 31: 26-32)

Итак, налицо неравный налог. «Сыны Израиля» должны были заплатить пятидесятую часть, того, что у них есть, или 2%. А солдаты в 10 раз меньше, то есть 0,2%.

Почему же Бог допустил подобную «несправедливость»? Да потому, что воины эти трофеи добывали. В данном случае их можно сравнить с хозяевами предприятий. Так Всевышний поясняет нам то, что многие политики и чиновники не могут осознать даже сегодня — налогообложение не должно убивать инициативу.

Как происходит убийство инициативы с помощью налогов? Продемонстрируем это на простом примере.

Предположим, что в некой стране максимальную ставку налога подняли до 60%. Одна обеспеченная  семья хотела вложить миллион долларов в новое дело. Таким образом, если бизнес пойдет успешно, через год семья получит прибыль, равную 40% от размера капиталовложений. Через год бюджет семьи вырастет на 40% — это $400 тыс. То есть в  год семья сможет получать $400 тыс. прибыли на свои вложения. Но мы забыли о налогах в размере 60% от полученных $400 тыс., что составит $240 тыс.! В итоге семье останется только $160 тысяч.


Война с мидьянитянами

Распределение военных трофеев  

Перед семьей встала извечная проблема выбора. Если дело пойдет плохо, то потеряем $1 млн., а если хорошо, то доход составит $160 тыс. «Лучше отказаться от этого бизнеса. Пусть другие кормят и работают на чиновников», — решила семья.

Что еще примечательно в этом налоге? С различных групп населения он идет на различные цели. С населения, не участвовавшего в военном походе, он идет левитам. То есть, по современным меркам, бюджетникам: учителям, правоохранителям, чиновникам. Всем тем, кто необходим для нормального функционирования общества, и работу которых общество должно оплачивать.

Налог же воинов идет коэну — для жертвоприношения Всевышнему. Логика здесь простая.  Победу, а следовательно и добычу, даровал именно Он, поэтому подарки надо приносить именно Ему.

Если приравнять воинов к современным бизнесменам, то налог с них должен идти на протекционистскую деятельность государства по отношению к бизнесу: членство в различных торговых палатах и международных коммерческих организациях, обеспечение новых коммерческих и торговых соглашений, в общем, лоббирование со стороны государства  интересов своих предпринимателей.

Воины, которых мы видим в данной главе, знали, куда идет их пожертвование, вероятно, и предприниматели должны знать, что их налог идет на продвижение их интересов. Зачем?

Есть такой анекдот:

Приезжает президент в школу, рассказывает ученикам о своей работе, о развитии страны и в заключение говорит:
Ребята, если вы любите нашу родину, то надо обязательно платить налоги. А теперь можете задавать вопросы.
С последних мест тянется рука Вовочки.

Я хотел уточнить если родина за любовь просит денег, то она проститутка? Тогда вы сутенёр, правильно?

Может быть, несколько грубовато, в анекдоте выражена простая идея: никто не будет платить налоги из чувства патриотизма или альтруизма. Никто не любит платить налоги. Все прекрасно знают, что эти деньги можно потратить с гораздо большей пользой для налогоплательщика. И этого налогоплательщика они тоже знают.

Но, если они будут точно знать, что их налоги идут на лоббирование их интересов, то легче расстанутся с деньгами.

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»